Бронхиальная астма

20 окт 2022
#Пульмонология

Бронхиальная астма – хроническое заболевание дыхательных путей, обусловленное специфической реакцией иммунной системы на внешние раздражители. Сопровождается одышкой, кашлем, периодическими приступами удушья. По имеющимся данным, во всем мире от астмы страдает более 250 миллионов человек, в том числе дети.

Причины и механизм развития

Бронхиальная астма развивается вследствие негативного влияния ряда внешних и внутренних факторов, часто в детском возрасте.

К внешним факторам относятся:

• бытовые, пищевые, профессиональные аллергены;
  • активное и пассивное курение;
  • загрязненность воздуха;
  • холодная температура;
  • высокая влажность.

При контакте с аллергеном в организме запускается цепочка биохимических реакций, которые сопровождаются отеком слизистой оболочки бронхов, обильным выделением слизи.

Помимо аллергии, на развитие бронхиальной астмы влияет ряд внутренних факторов, среди которых:

• нарушение гормонального фона (ожирение, патологии щитовидной железы);
  • хронические заболевания органов дыхания (пневмония, тонзиллит, бронхит);
  • острые респираторно-вирусные инфекции;
  • наследственная предрасположенность (если оба родителя болеют астмой, вероятность развития патологии у ребенка возрастает до 75%);
  • хронический стресс.

Все перечисленные триггеры приводят к сужению просвета бронхов. При вдыхании воздух свободно движется по суженым дыхательным путям за счет работы дыхательной мускулатуры. На выдохе воздух выталкивается под тяжестью опадающей грудной клетки. Этого недостаточно для полноценного выдоха, поэтому легкие освобождаются не полностью.

При следующем вдохе в организм попадает меньше воздуха, т.к. легкие уже частично заполнены. Нехватка кислорода компенсируется частым дыханием – так развивается одышка.

Симптомы бронхиальной астмы

Основные:

• приступы удушья;
  • затрудненное дыхание;
  • надсадный, непродуктивный кашель;
  • гортанные, свистящие хрипы;
  • ощущение сдавленности в груди;
  • ослабление одышки в вертикальном (ортопном) положении тела;
  • облечение состояния после принятия бронхолитиков.

На поздних стадиях развития заболевания у пациентов возникает слабость, быстрая утомляемость, тахикардия, акроцианоз.

Клиническая картина астмы схожа с развитием сердечной недостаточности, поэтому при первых проявлениях заболевания больной должен срочно обратиться к врачу.

Виды бронхиальной астмы

Классификация бронхиальной астмы по типам раздражителей:

• экзогенная (аллергическая);
  • эндогенная (не аллергическая);
  • смешанная.

Развитие экзогенной формы провоцируют бытовые, пищевые, профессиональные аллергены. Эндогенная форма астмы появляется после перенесенных заболеваний органов дыхания, вирусных инфекций. Смешанная – при совокупном воздействии внешних и внутренних факторов.

Степени тяжести

Выделяют 4 степени тяжести бронхиальной астмы:

1. Эпизодическая. Периодичность дневных приступов – 3-4 раза в год, ночные отсутствуют.
  2. Легкая. Периодичность – 1-3 раза в неделю, ночных – более двух в месяц.
  3. Средней тяжести. Симптомы проявляются ежедневно в дневное время, ночью – более 1 раза в неделю.
  4. Тяжелая. Характеризуется частыми дневными и ночными приступами.

Без надлежащей терапии и лечения астма быстро прогрессирует, появляются сопутствующие заболевания, такие как: ателектаз легких, легочное сердце, заболевания нервной системы и др.

Сегодня существует множество эффективных препаратов для лечения бронхиальной астмы. С их помощью можно контролировать течение болезни, снизить риск развития осложнений. Очень важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Что может вызвать приступ

Аллергическую астму может спровоцировать контакт с аллергеном, к которому у человека есть чувствительность.

Наиболее распространенные аллергены:

• шерсть домашних животных;
  • пыль;
  • цветочная пыльца;
  • пищевые продукты (мед, орехи, клубника, шоколад);
  • табачный дым;
  • бытовая химия;
  • лекарственные средства (аспирин, тетрациклин, аденоблокаторы и др.).

Причиной приступов астмы не аллергического генеза часто становятся обострения хронических заболеваний ЛОР-органов.

Что делать во время приступа

При появлении первых симптомов приступа необходимо:

1. Успокоиться (паническое состояние способствует усилению симптомов).
  2. Принять сидячее положение для облегчения дыхания.
  3. Вдохнуть увеличенную дозу аэрозоля.
  4. Повторить прием препарата через 20 минут.

При обратном развитии приступа интенсивность симптомов постепенно снижается. Если купировать его не удалось – вызывайте экстренную помощь. Не рискуйте идти в поликлинику самостоятельно – приступ может повториться.

Диагностика бронхиальной астмы у взрослых и детей

Пациентам с подозрением на бронхиальную астму врач назначает ряд пульмонологических и лабораторных исследований. Цель диагностики – подтверждение диагноза, выяснение причины заболевания.

Спирометрия

Тест определяет, какой объем воздуха способен выдохнуть человек после максимально полного вдыхания. Пациент делает вдох, затем выдыхает набранный воздух в трубку спирометра. По результатам спирометрии врач делает заключение о жизненной емкости легких.

Пикфлуометрия

Задача исследование – измерение предельной скорости воздуха при форсированном выдохе. Метод позволяет оценить степень сужения бронхов, отслеживать эффективность лечения в динамике.

Рентгенография ОГК и носовых пазух

Проводится при подозрении на туберкулез, новообразования, утолщении стенок органов, с целью исключения других диагнозов.

Лабораторная диагностика

Назначается для уточнения диагноза, оценки степени тяжести заболевания. Включает клинический анализ крови, анализ на глюкозу, аллергопробы, исследование мокроты для подтверждения возбудителя, определения его устойчивости к антибиотикам.

При тяжелых формах астмы врач назначает вирусологическое обследование, исследование иммунного статуса, диагностику паразитарных инвазий.

Методы лечения бронхиальной астмы

В медицинском центре «Клиника ИННОМЕД» можно пройти диагностику и амбулаторную терапию бронхиальной астмы. Опытный врач подберет методику лечения с учетом вашего анамнеза, степени тяжести заболевания.

Медикаментозная терапия

Задача медикаментозного лечения – снижение количества и продолжительности приступов (достижение состояния ремиссии).

Условно противоастматические препараты делятся на два вида:

• базисные;
  • симптоматические.

Препараты первой группы принимаются для лечения хронических воспалений дыхательных путей на регулярной основе. Вторая группа препаратов используется для быстрого купирования симптомов. Форма выпуска медикаментов: аэрозоли, ампулы, таблетки.

АСИТ (аллерген-специфическая иммунотерапия)

АСИТ – современная методика лечения аллергии, задача которой – улучшить качество жизни пациента. Терапия направлена на снижение симптомов заболевания, профилактику развития осложнений. Продолжительность курса АСИТ – 3-5 лет.

Суть методики заключается в поэтапном введении определенных доз аллергена, который вызывает у пациента раздражение. По окончании процедуры наблюдается снижение аллергических реакций, сохранение ремиссии в течение нескольких лет.

Дополнительные методы лечения

В комплексе с медикаментозной терапией специалисты нашего центра широко применяют нетрадиционные подходы к лечению бронхиальной астмы.

Психотерапия

Назначается с целью коррекции психоэмоционального состояния больного астмой. Врач-психотерапевт учит пациента справляться с негативными эмоциями, которые нередко становятся причиной приступа.

Иглорефлексотерапия

При раздражении активных точек в организме вырабатываются специфические вещества – простогландины, которые усиливают действие бронходилитаторов (противоспазматических препаратов).

Лечебный массаж

Во время приступов астмы дыхательные мышцы подвергаются серьезной нагрузке. Массаж расслабляет дыхательную мускулатуру, облегчает отделение мокроты, улучшает общее самочувствие.

Дыхательная гимнастика

Регулярные дыхательные упражнения укрепляют бронхиальные мышцы, снимают скованность в грудной клетке. Пациент учится управлять своим дыхательным аппаратом, осваивает поверхностное дыхание, чтобы купировать начало приступа.

Профилактика бронхиальной астмы

Несколько рекомендаций, которые помогут предотвратить развитие болезни, максимально продлить ремиссию:

• ежедневно проводите влажную уборку помещения;
  • исключите контакты с домашними животными;
  • откажитесь от курения;
  • регулярно занимайтесь лечебной физкультурой;
  • избегайте физического и нервного перенапряжения;
  • не употребляйте в пищу продукты, которые могут вызвать аллергию.

Регулярные профилактические мероприятия помогут предотвратить развитие патологии, но, к сожалению, не заменят лечения, назначенного врачом.

Лечение бронхиальной астмы в Нижнем Новгороде

Наш медицинский центр специализируется на лечении бронхиальной астмы у разных возрастных групп. Лечение проходит под наблюдением высококвалифицированного специалиста, по индивидуально разработанной программе. Во время проведения терапии учитываются все аспекты, влияющие на течение и развитие заболевания.

В работе используем современное оборудование и сертифицированные препараты, что позволяет проводить точную диагностику и назначать адекватное лечение.

Записаться на консультацию к доктору можно по телефону или через форму «Запись на прием».

Санитарно-эпидемиологическое заключение. Приложение.
Выписка из реестра лицензий
Выписка из реестра лицензий (продолжение)
Санитарно-эпидемиологическое заключение