Синусит

Соловьева Татьяна Сергеевна
Статью проверил(а) Кувшинов Артём Александрович

Врач-терапевт, оториноларинголог

Синусит – воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух инфекционного либо аллергического происхождения. При отсутствии квалифицированной медицинской помощи патологический процесс может распространиться на близлежащие ткани и органы, привести к развитию опасных для жизни и здоровья состояний. Данная патология встречается у взрослых и детей.

Как развивается синусит

Придаточные (околоносовые) пазухи – пустоты, расположенные в лицевых костях вокруг носа. Их существует четыре вида:

• Гайморовы
  • Лобные
  • Решетчатые
  • Клиновидные

Слизистая пазух носа состоит из ресничных клеток, которые продуцируют слизь. Попадающие в нос частицы грязи захватываются слизью, затем перемещаются по ресничкам через узкие соустья в полость носа. В период простуды, при появлении аллергии слизистая отекает, естественный процесс очистки пазух нарушается.

Застой транссудата, ухудшение аэрации синусов способствуют размножению стрептококков, стафилококков, анаэробных бактерий, грибков и вирусов, которые провоцируют воспаление.

Вид синусита Особенности
Острый Сопровождается ярко выраженной симптоматикой. Продолжается от 14 до 30 дней.
Хронический Длится более трех месяцев. Несмотря на лечение, на рентгенограмме свыше 4 недель сохраняются признаки воспаления
Первичный Развивается непосредственно в придаточных пазухах.
Вторичный Возникает на фоне других патологий.
Экссудативный (катаральный, серозный, гнойный) Сопровождается обильным выделением экссудата.
Экссудативный (полипозный, пристеночно-гиперпластический) Наблюдается разрастание слизистой оболочки, образование, рецидивирующий рост полипов.
Инфекционный Начало синусита провоцируют: вирусы (аденовирус, риновирус и др.), бактерии (стрептококки, стафилококки, пневмококки и др.), грибковые инфекции.
Аллергический Развивается вследствие аллергической реакции.
Травматический Причина воспаления – травмы носа и верхней челюсти.
Гайморит Воспалительный процесс локализуется в гайморовых пазухах, расположенных у края верхней челюсти по обе стороны носа. Диагностируется в подавляющем большинстве случаев.
Фронтит Поражение лобных синусов, расположенных над глазными впадинами.
Этмоидит Воспаление пазух решетчатой кости, которые находятся в проекции основания носа.
Сфеноидит Поражение клиновидных пазух, расположенных глубоко за ячейками лабиринта.
Пансинусит Воспаляются все придаточные пазухи носа.

Синусит может иметь односторонний либо двухсторонний характер.

Причины синусита

Воспаление могут вызвать:

• вирусы, бактерии, грибковые инфекции;
  • раздражающие вещества и аллергены.

В 95% случаев причиной заболевания являются вирусные инфекции, лишь 5-10% синуситов имеют бактериальное происхождение.

Факторы, которые могут спровоцировать начало заболевания:

• снижение местного и общего иммунитета;
  • термическое, механическое, химическое раздражение слизистой;
  • переохлаждение;
  • травмы головы;
  • увеличенные миндалины;
  • новообразования, полипы носа;
  • аллергический ринит;
  • зубной кариес;
  • иммунодефицитные состояния;
  • бесконтрольный прием лекарственных препаратов;
  • активное и пассивное курение;
  • агрязненный воздух.

Нарушение вентиляционной и дренажной функции придаточных синусов также может быть связано с физиологическими особенностями строения внутриносовых структур (узкие соустья, искривление носовой перегородки).

Симптомы острого синусита Симптомы хронического синусита

Заложенность носа, затруднение носового дыхания

Насморк на протяжении 10 дней Скудные (иногда гнойные) выделения из носа
Заложенность, боль в ухе Образование трещин, корок в носу
Стекание слизи по задней стенке глотки. Сухость глотки
Обильная гнойная мокрота по утрам Неприятный запах изо рта

Головная боль

Повышенная температура тела (выше 380С) Субфебрильная температура тела (37-37,50С)
Упадок сил, плохой аппетит, раздражительность, бессонница Постоянная либо периодическая заложенность носа
Полная или частичная потеря обоняния Кашель в ночное или утреннее время
Болезненные ощущения в горле Слабость, быстрая утомляемость
Раздраженная гортань
Чувствительность кожи лица в проекции пораженной пазухи

Хронический синусит в стадии обострения сопровождается признаками острой формы, в фазе ремиссии симптомы стерты либо отсутствуют.

Диагностика

Диагностикой и лечением синусита занимается врач-оториноларинголог. Окончательный диагноз врач ставит на основании данных анамнеза, результатов риноскопии, лабораторных и аппаратных исследований.

Этапы диагностики синусита:

• Риноскопия (физикальное обследование носа с помощью зеркала). Врач осматривает носовые ходы, оценивает состояние слизистой, характер выделений.
  • Лабораторные исследования. Клинический, биохимический анализ крови и мочи, анализ отделяемого на бакпосев.
  • Рентгенография пазух носа. Помогает выявить признаки заболевания, локализацию гнойного содержимого, инородные тела, анатомические особенности носовой полости.
  • Эндоскопия носоглотки. С помощью эндоскопа, оснащенного источником света и видеокамерой, врач может исследовать слизистую носа при кратном увеличении.
  • КТ околоносовых пазух. Показана при хроническом течении болезни. По полученным снимкам врач может определить локализацию патологического очага, площадь поражения, оценить плотность, объем околоносовых пазух. Метод позволяет определить наличие новообразований, оценить эффективность лечения в динамике.

При необходимости может быть назначена пункция содержимого пораженной пазухи, ультразвуковое обследование носовых полостей.

Лечение

Цель терапии острого синусита – предотвратить внутричерепные и орбитальные осложнения, сократить продолжительность болезни. Тактику лечения врач подбирает исходя из тяжести состояния больного. Амбулаторное лечение показано при легкой степени патологии, пациентов с тяжелыми формами синусита госпитализируют в стационар.

Специалисты используют комплексный подход к лечению данного заболевания.

В него входят:

• Медикаментозная терапия. Пациенту назначаются несколько групп препаратов: антибактериальные, антигистаминные средства, сосудосуживающие капли, антисептики, муколитики и др.
  • Физиотерапевтические процедуры. Ингаляции с небулайзером, ультравысокочастотная терапия, электрофорез, кварц, лазеротерапия.
  • Промывание околоносовых пазух раствором антисептика. Очищение носовых пазух от гноя и слизи с помощью ЯМИК-катетера или по методу «кукушка».

При неэффективности консервативного лечения пациенту показана хирургическая операция. Современные методики эндоназальной хирургии малотравматичны, позволяют навсегда устранить «препятствия», которые мешают физиологическому очищению носа.

Послеоперационная реабилитация проходит в стационаре и длится около 48 часов. После выписки рекомендуется отказаться от интенсивных физических нагрузок и авиаперелетов до полного заживления.

Что можно делать при синусите?

В качестве дополнительных лечебных мероприятий можно использовать:

• Промывание солевыми растворами. Помогает удалить аллергены, частички пыли, вирусы, бактерии, снизить раздражение слизистой оболочки.
  • Дыхательная гимнастика, согласованная с врачом. Улучшает кровообращение и вентиляцию пазух носа.

Специалисты также рекомендуют пить больше жидкости и дышать теплым воздухом.

Чем синусит отличается от ринита?

Ринит – воспаление носовой полости, синусит – придаточных пазух. Обычно синусит является осложнением недолеченного ринита.

Осложнения

Данное заболевание не принято считать опасным, поэтому многие предпочитают лечиться препаратами из домашней аптечки. Между тем, без надлежащего лечения синусит приводит к снижению качества жизни и развитию осложнений.

Возможные последствия синусита:

• Искажение вкуса и обоняния;
  • Бессонница;
  • Одышка;
  • Гипертрофия назальной полости;
  • Образование полипов;
  • Бронхиальная астма;
  • Острый средний отит;
  • Перфорация барабанной перепонки;
  • Ларинготрахеит;
  • Нагноение мягких тканей глазницы;
  • Менингит;
  • Абсцесс мозга.

Не занимайтесь самолечением, при появлении первых симптомов болезни обращайтесь за квалифицированной помощью. Только ЛОР-врач может достоверно определить, где находится очаг патологии – в носовой полости или околоносовых пазухах, и назначить соответствующую терапию.

Предотвратить развитие синусита помогут следующие рекомендации:

• Поддерживайте физическую активность;
  • Больше бывайте на свежем воздухе;
  • Закаляйтесь;
  • Поддерживайте оптимальный уровень влажности в жилом помещении;
  • Питайтесь правильно;
  • Откажитесь от курения;
  • Соблюдайте гигиену рук, носа и ротовой полости;
  • Своевременно лечите заболевания ЛОР органов, в частности простуду и насморк.

Даже при легком течении синусита не следует заниматься самолечением. Ранняя диагностика, адекватное лечение помогут свести к минимуму риск осложнений

Прогноз

Прогноз острого синусита благоприятный. При своевременном, правильном лечении в большинстве случаев удается добиться полного выздоровления пациента.

Хроническая форма синусита сложнее поддается лечению. Цель терапии на этом этапе – снизить выраженность симптомов, продлить фазу ремиссии. Пациенту необходимо четко соблюдать врачебные рекомендации, регулярно выполнять профилактические мероприятия.

Лечение синусита в Нижнем Новгороде

Приглашаем пройти курс лечения синусита в Нижнем Новгороде в комфортных условиях частной клиники ИННОМЕД или даже на дому! Многолетний клинический опыт, использование современных методик и новейшего диагностического оборудования позволяет нашим специалистам добиваться эффективных результатов в лечении любых форм заболеваний.

Запись на консультацию к отоларингологу ведется по телефону на сайте. Вы также можете заказать обратный звонок или заполнить онлайн-форму заявки. Наши консультанты свяжутся с вами в течение 15 минут.

Врач-терапевт, оториноларинголог
Кувшинов Артём Александрович