Бессонница

8 фев 2023
#Терапия
Бессонница

Бессонница (инсомния) – одно из расстройств нервной системы, вызванное нарушением работы двух центров головного мозга – бодрствования и сна.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо спать не менее 7-8 часов. Снижение продолжительности и качества сна отрицательно влияют на работу нервной системы, препятствуют ее нормальному восстановлению.

Виды бессонницы по продолжительности

• Транзиторная. Носит кратковременный характер, продолжается не более 7 дней. Появляется на фоне сильных переживаний, исчезает по мере восстановления психоэмоционального состояния. Не требует медикаментозной терапии.
  • Кратковременная (острая). Нуждается в своевременном лечении. Нарушения сна фиксируются регулярно, на протяжении 7-30 дней. Провоцирующие факторы острой бессонницы: стресс, эмоциональные потрясения.
  • Длительная (хроническая). Плохой сон наблюдается свыше трех раз в неделю, длится минимум 1 месяц. Часто обусловлена соматическими состояниями или психологическими проблемами. Самостоятельно бороться с хронической бессонницей недопустимо, необходимо обратиться за помощью к врачу-психотерапевту или психологу.

Причины появления бессонницы

• хронический стресс (личные переживания, проблемы на работе и т.д.);
  • расстройства психики (хронические депрессии, неврозы, обсессивно-компульсивные расстройства);
  • синдром апноэ (повторяющиеся остановки дыхания во время сна);
  • побочные действия антидепрессантов, нейролептиков и т.п.;
  • неудобное место для сна;
  • употребление напитков, содержащих кофеин;
  • назойливые негативные мысли;
  • изменение режима сна (ночной график работы, смена часового пояса);
  • переутомление;
  • интоксикации;
  • дефицит витаминов группы В;
  • проблемы с щитовидной железой;
  • внутричерепное давление;
  • климактерический синдром;
  • грыжа пищеводного отдела диафрагмы;
  • сердечная недостаточность;
  • старческая деменция;
  • болезнь Паркинсона;
  • язва желудка;
  • учащенные мочеиспускания;
  • отмена седативных и снотворных препаратов.

Симптомы бессонницы

Бессонницу легко распознать по следующим симптомам:

• проблемное засыпание;
  • поверхностный сон с частыми пробуждениями;
  • полное отсутствие сна;
  • ранее пробуждение;
  • сонливость, усталость, апатия;
  • снижение внимания, рассеянность;
  • раздражительность, перепады настроения;
  • постоянная тревожность;
  • низкая работоспособность.

Если бессонница случается 1-2 раза в неделю, нужно обратиться за медицинской помощью. Игнорирование проблемы, попытки самолечения могут привести к развитию серьезных психических заболеваний.

Методы диагностики бессонницы

Диагностикой бессонницы в клинике «ИННОМЕД» занимается врач-сомнолог. На первичном приеме доктор подробно расспрашивает пациента о жалобах, сфере его профессиональной деятельности, наличии вредных привычек, соматических заболеваний и т.п. Врач проводит предварительный осмотр, затем направляет пациента на лабораторные исследования (анализ крови на биохимию, гормоны и др.).

Для уточнения диагноза назначается инструментальная диагностика:

• ультразвуковое исследование щитовидной железы;
  • полисомнография;
  • электрокардиография (ЭКГ);
  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • электромиография.

Помимо этого, врач фиксирует следующие данные: уровень сатурации крови, характер дыхания, положение ног во сне, время, за которое пациент способен уснуть.

Методы лечения бессонницы

Врачи прилагают максимум усилий, чтобы помочь пациентам с бессонницей быстрее вернуться к нормальной жизни. Если причиной нарушения сна является сопутствующее заболевание, сомнолог направляет больного на консультацию к узкому специалисту (терапевту, психиатру, психотерапевту и др.).

В остальных случаях пациенту назначается индивидуальная программа лечения по результатам обследования. Методы терапии подбираются с учетом причин расстройства сна.

К ним относятся:

• Психотерапия. На психологических сеансах и тренингах врач обучает пациента техникам саморелаксации, помогает выявить и проработать психологические причины бессонницы, дает рекомендации по организации гигиены сна.
  • Медикаментозное лечение. Лекарства назначаются индивидуально, с учетом симптомов инсомнии. В терапию обычно входят: снотворные, транквилизаторы, препараты для купирования нарушений психики, витамины.
  • Физиотерапия (ЛФК, массаж, аппаратное лечение, водные процедуры);
  • Диета.

Точная диагностика и своевременное лечение помогут избавиться от негативных проявлений бессонницы, предотвратить развитие серьезных психических расстройств.

Внимание! Определить главную причину заболевания и назначить эффективную терапию должен опытный врач. Самолечение может нанести непоправимый вред вашему здоровью.

Распространенные последствия бессонницы

• нарушение мозговой деятельности (ухудшение памяти, снижение концентрации внимания, плохая работоспособность);
  • изменение поведения (раздражительность, агрессия, частые конфликты с коллегами и близкими);
  • нарушения психоэмоциональной сферы (панические, тревожные расстройства, депрессии);
  • обострение соматических заболеваний (развитие сердечно-сосудистых заболеваний, ожирение, снижение чувствительности к инсулину, хрупкость костной ткани, расстройство пищеварения);
  • декомпенсация психики (из-за постоянного стресса организм теряет способность противостоять даже слабым раздражителям).

Лечение бессонницы при беременности

По статистике, 25% беременных женщин страдают от нарушения сна. Бессонница у беременных часто связана с нарушением дыхательной функции и повышенной нервной возбудимостью.

Лечение инсомнии в этот период осложняется запретом на прием большей части препаратов, в том числе растительного происхождения. Будущим мамам рекомендуется пройти курс специальной нейрометаболической терапии, соблюдать гигиену сна: регулярно проветривать комнату, пить таблетки валерианы, пользоваться подушкой для беременных, спать в удобном положении лежа на левом боку.

Бессонница в преклонном возрасте

У пожилых людей нарушение ритма сна связано с возрастными изменениями головного мозга. В результате меняется продолжительность фаз сна. Глубокий, крепкий сон, когда тело максимально расслабляется, становится короче, а поверхностный, напротив, длится дольше. Поэтому человеку в пожилом возрасте с каждым годом сложнее восстанавливать силы.

Можно ли справиться с бессонницей самостоятельно?

Самостоятельно справиться с бессонницей можно на начальном этапе, когда ее симптомы проявляются всего несколько раз в году.

Простые рекомендации, которые помогут снять повышенную нервную возбудимость:

• заваривайте травяные чаи на основе пустырника, валерианы, мяты, корня пиона;
  • проветривайте перед сном комнату;
  • организуйте удобное спальное место;
  • занимайтесь медитацией;
  • прослушайте вечером расслабляющую музыку;
  • используйте эфирные масла с расслабляющим эффектом;
  • регулярно поддерживайте физическую активность (физическая нагрузка стимулирует выработку аденозина – гормона «усталости», который снижает активность головного мозга);
  • ложитесь спать в одно и то же время;
  • перед сном оградите нервную систему от любых раздражителей (шума, электрического света);
  • соблюдайте информационную гигиену (за 1 час до сна не смотрите телевизор, отключите телефон и компьютер);
  • откажитесь от алкоголя, сигарет, наркотиков, кофе;
  • не переедайте перед сном;
  • отложите принятие важных решений с ночи на утро;
  • употребляйте больше овощей, фруктов, зелени.

Самостоятельно лечить бессонницу фармакологическими препаратами нельзя – это может вызвать медикаментозную зависимость.

Преимущества нашей клиники

• качественная диагностика на современном оборудовании;
  • индивидуальный подход и план лечения по клиническим протоколам МЗО РФ;
  • комплексная оценка картины заболевания, прогнозирование результатов терапии;
  • собственная лабораторно-диагностическая база европейского уровня;
  • сохранение анонимности пациента;
  • квалифицированные специалисты с многолетним опытом работы;
  • высокий уровень обслуживания, приемлемая стоимость услуг.

Наша задача – вернуть пациентам полноценный сон и радость жизни в максимально сжатые сроки. Гарантируем положительный результат даже в самой сложной ситуации.

Если у вас появились симптомы бессонницы, рекомендуем посетить врача и пройти обследование.

Запись на прием в частную медицинскую клинику «ИННОМЕД» ведется круглосуточно по телефону:

+7 (831) 423 - 04 - 03

Для связи с нами вы также можете заказать обратный звонок или заполнить форму «Запись на прием».

Не ждите пока легкое нарушение сна перерастет в серьезное заболевание – запишитесь на прием прямо сейчас.