Рассеянный склероз

Соловьева Татьяна Сергеевна
Статью проверил(а) Мартынов Иван Николаевич

Врач-невролог, врач-терапевт. Заведующий медицинской части

Рассеянный склероз – аутоиммунное заболевание нервной системы, причины происхождения которого до конца не известны. Патология занимает второе место (после травм) по частоте случаев утраты трудоспособности среди молодого населения. Ранняя диагностика и эффективное лечение помогут на годы замедлить прогрессирование болезни, продлить период активной и полноценной жизни.

Механизм развития заболевания

В результате дисфункции иммунной системы организм начинает атаковать защитную мембрану нервных волокон головного и спинного мозга. В местах поражения (воспаления) образуются склеротические бляшки (рубцы), которые препятствуют прохождению нервных импульсов.

У большей части пациентов заболевание развивается волнообразно. Несколько дней или недель рецидива могут сменяться периодом устойчивой ремиссии, который длится месяцы и даже годы.

Факторы, провоцирующие обострение болезни

• Наследственная предрасположенность
  • Дефицит витамина D
  • Перенесенные вирусные заболевания
  • Бактериальные инфекции
  • Травмы черепа и позвоночника
  • Интоксикации
  • Неправильное питание
  • Курение
  • Наличие аутоиммунных заболеваний
  • Эмоциональные и физические перегрузки
  • Перегрев организма

Первичная симптоматика

Признаки болезни у пациентов индивидуальны и могут быть следующие:

• Боль, спазмы в мышцах
  • Мышечная слабость
  • Быстрая утомляемость при незначительных физических нагрузках
  • Нарушение половой функции
  • Частые запоры, задержки мочеиспускания
  • Частичная обездвиженность конечностей
  • Нарушение координации движений
  • Неустойчивая походка
  • Покалывание в конечностях, тремор
  • Падение зрения, двоение в глазах
  • Головокружения
  • Угасание интеллектуальных способностей
  • Нарушение памяти, проблемы с речью
  • Эмоциональная неустойчивость, неврозы
  • Частичный паралич тела

Методы и цели диагностики рассеянного склероза:

• Консультация врача-невролога (сбор анамнеза, осмотр пациента, анализ полученной информации).
  • Общий анализ крови. Высокий показатель лейкоцитов и СОЭ указывает на наличие воспалительного процесса (инфекционные заболевания – одна из причин рассеянного склероза).
  • Люмбальная пункция. Проводится для определения изменений в биохимическом составе ликвора, характерных для рассеянного склероза. Наличие IgG в спинномозговой жидкости подтверждает факт воздействия иммунной системы на головной мозг.
  • МРТ (магнитно-резонансная томография). Визуализирует очаги поражения в спинном и головном мозге, назначается для первичной диагностики патологии, контроля лечения в динамике.
  • Исследование вызванных потенциалов мозга. Оценивает проводимость соматосенсорных, зрительных и слуховых нервных путей. Проводится для дополнительной диагностики рассеянного склероза.

При появлении сенсорных, зрительных, слуховых расстройств, снижении работоспособности, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к врачу-неврологу.

После постановки диагноза лечащий врач каждому пациенту назначает индивидуальный курс лечения, подбирает дозы препаратов в зависимости от тяжести течения и выраженности симптомов заболевания.

Лечение рассеянного склероза

Рассеянный склероз является хроническим заболеванием, поэтому полностью вылечить его невозможно. Цель терапии – купировать обострения, снизить периодичность рецидивов и улучшить качество жизни больного.

Медикаментозная терапия

1. Для купирования обострений заболевания назначаются кортикостероиды. Дозы и схемы введения регулируются с учетом тяжести обострения.
  2. Для коррекции двигательных, нейропсихологических нарушений, работы мочеполовых органов используются миорелаксанты, анальгетики, противосудорожные и другие препараты.
  3. Для защиты миелиновой оболочки применяют иммуномодуляторы, иммунодепрессанты, терапию моноклональными антителами.

Физиотерапия

В лечении рассеянного склероза наряду с лекарственными препаратами используются методы физиотерапии:

• лечебный массаж;
  • ЛФК;
  • аппаратная терапия;
  • БОС-терапия.

Людям с диагнозом «рассеянный склероз» рекомендуется регулярно посещать психотерапевта и психолога для коррекции эмоционального состояния.

Профилактика обострений

• Избегайте переутомлений. Пациенты, страдающие рассеянным склерозом, часто жалуются на сильную усталость (это связано с нарушением деятельности ЦНС). Следите за самочувствием и периодически отдыхайте.
  • Ложитесь спать в одно и то же время. Бессонница и сонливость – частые спутники демиелинизирующих патологий. Нормализовать сон поможет соблюдение режима дня.
  • Исключите физические перегрузки.
  • Регулярно делайте зарядку. Комплекс упражнений согласуйте с лечащим врачом. Как правило, для занятия гимнастикой достаточно 15 минут в день.
  • Избегайте перегрева и длительного пребывания на солнце. Пациентам с рассеянным склерозом не рекомендуется принимать горячую ванну, посещать баню, сауну, долго находится в душном помещении.
  • Минимизируйте стрессы. В сложных ситуациях обращайтесь за помощью психотерапевта, займитесь йогой и медитацией.
  • Придерживайтесь здорового питания.
  • Ежедневно гуляйте на свежем воздухе.
  • Регулярно проходите профилактический осмотр у инфекциониста и невролога.

Группы риска

• Мужчины и женщины в возрасте 18-40 лет.
  • Лица, генетически предрасположенные к заболеванию.
  • Лица с дефицитом витамина D.
  • Пациенты с аутоиммунными заболеваниями.
  • Курильщики.

По мнению ученых, рассеянный склероз преимущественно встречается у людей с чувствительной психикой, женщины 20-40 лет страдают рассеянным склерозом чаще, чем мужчины того же возраста.

Опасность рассеянного склероза

На начальной стадии у пациентов обычно нет выраженных симптомов (функцию поврежденных клеток успешно выполняют здоровые клетки головного мозга). Человек принимает первые симптомы за обычную усталость и переутомление, а болезнь тем временем уничтожает его центральную нервную систему. По этой причине лечение рассеянного склероза назначается на более поздних сроках развития, что приводит к появлению осложнений, повышает риск полной утраты трудоспособности.

Возможные осложнения рассеянного склероза:

• эпилепсия;
  • частичный или полный паралич тела;
  • сбой в работе мочеполовой системы;
  • депрессия;
  • нарушение работы почек;
  • снижение интеллектуальных способностей.

Диагностика и лечение рассеянного склероза в Нижнем Новгороде

Медицинский центр «Клиника Инномед» предоставляет качественные медицинские услуги по приемлемым ценам. Пациенты с подозрением на рассеянный склероз могут пройти у нас глубокое обследование на современном экспертном оборудовании, получить адекватную терапию, соответствующую международным стандартам.

• В работе наши специалисты используют традиционные методики, собственные практические наработки и международный опыт лечения рассеянного склероза.
  • Персонал клиники регулярно повышает уровень знаний и квалификации, что позволяет успешно внедрять новые терапевтические методики и добиваться наилучших результатов.
  • При наличии сопутствующих патологий диагноз устанавливается коллегиально, с учетом мнений узких специалистов.
  • Если у пациента возникают жалобы, мы внимательно их изучаем, корректируем тактику лечения в зависимости от проявившихся симптомов.

Мы принимаем пациентов с направлением от узкого специалиста (невролога, офтальмолога, ортопеда-травматолога), также по самообращению. Записаться на прием к врачу клиники можно на нашем сайте или по указанному телефону.

Врач-невролог, врач-терапевт. Заведующий медицинской части
Мартынов Иван Николаевич