Болезнь Бехтерева

Соловьева Татьяна Сергеевна
Статью проверил(а) Мартынов Иван Николаевич

Врач-невролог, врач-терапевт. Заведующий медицинской части

Болезнь Бехтерева (анкилозирующий спондилит) – хроническое воспалительное заболевание позвоночного столба.

Анкилоз – неподвижность сустава.

Сопровождается сочленением суставных отростков, появлением скованности в позвоночнике. Иногда затрагивает скелет грудной клетки и периферические суставы. Из-за невнимательного отношения к первичным симптомам половина пациентов в течение 6-7 лет полностью утрачивает работоспособность.

Болезнь названа в честь русского невролога Бехтерева В.М., который описал ее клинические проявления в 1892 году.

К ним относятся:

• боль в пояснице в утренние, ночные часы, усиливающаяся в покое;
  • напряжение мышц спины;
  • боль в области ягодиц, крестцово-подвздошных суставов, распространяющаяся на обе ноги;
  • нарастающая скованность позвоночника (человеку сложно делать наклоны туловища, поворачивать голову);
  • покраснение белков глаз, болезненная чувствительность к яркому свету, ощущение песка в глазах;
  • снижение веса;
  • повышение температуры тела.

Болезнь Бехтерева характеризуется медленным, прогрессирующим течением. Ее симптомы ненадолго купируются анальгетиками и НПВС, затем проявляются снова.

Как развивается болезнь Бехтерева

Воспалительный процесс начинает развиваться в межпозвоночных сочленениях пояснично-крестцового отдела позвоночника. Сопровождается скоплением внутрисуставной жидкости, образованием белковых отложений.

Постепенно воспаление распространяется на суставной хрящ, что приводит к его разрушению. На месте хряща образуется костная ткань. В результате происходит сращение костных концов, появляется скованность в поясничном отделе, боль за грудиной, дискомфорт в области шеи.

Обычно развитие изменений в позвоночнике происходит от нижних отделов к верхним, в связи с этим скованность в шейном отделе проявляется на поздних сроках болезни.

Патологические изменения в периферических суставах встречаются редко. Велика вероятность развития анкилоза коленного (тазобедренного) сустава с полной утратой подвижности.

Особенности заболевания у женщин и мужчин

По статистике, общая численность людей, живущих с диагнозом «болезнь Бехтерева» составляет 0,5-2% мирового населения. Самый высокий уровень заболеваемости встречается среди людей молодого возраста.

Особенности болезни у мужчин:

• первые симптомы появляются в течение 4-5 лет после начала заболевания;
  • резко возникающие фазы обострения сменяются непродолжительной ремиссией;
  • поражаются все отделы позвоночника;
  • развитие заболевания осложняется сосудистыми патологиями внутренних органов.

Группа риска: мужчины в возрасте до 30 лет.

Особенности болезни Бехтерева у женщин:

• появление первых симптомов через 10-20 лет после начала болезни;
  • данное заболевание протекает медленно, с длительными периодами ремиссии;
  • очаг заболевания чаще локализуется в поясничном отделе позвоночника.

Группа риска: женщины старше 40 лет.

Причины

Несмотря на многолетние научные исследования, механизм болезни Бехтерева до конца не изучена. По мнению специалистов, причиной ее развития является неадекватная иммунная реакция организма, свойственная всем аутоиммунным заболеваниям. В результате мягкие ткани позвоночника распознаются организмом как чужеродные и отторгаются.

Развитие воспалительного процесса стимулирует продуцирование цитокина, состоящего из молекул ФНО-⍶ (фактора некроза опухоли альфа). Под их влиянием позвоночник постепенно утрачивает гибкость. Этот факт подтверждается высокой концентрацией цитокина в крестцово-подвздошном сочленении.

Факторы, провоцирующие болезнь Бехтерева:

• изменение гормонального фона;
  • инфекционные заболевания;
  • неправильная работа иммунной системы;
  • недолеченные ушибы, переломы костей таза, позвоночника;
  • инфекции кишечника, мочеполовых органов;
  • предрасположенность к артриту, псориазу;
  • психосоматические нарушения.

Отмечается влияние генетической предрасположенности (наличие гена HLA-B27 подтверждается у 90% пациентов).

Классификация, стадии заболевания

Классификация болезни Бехтерева по форме развития:

Форма заболевания

Зона поражения

1. Центральная

Позвоночник

1.1. Кифозная

Деформация шейного, грудного отделов позвоночника, формирование «позы просителя» (туловище наклонено вперед)

1.2. Ригидная

Выравниваются изгибы в разных отделах позвоночника, формирование «позы гордеца» (спина ровная, голова немного отведена назад)

Ризомелическая

Позвоночник, тазобедренные, плечевые суставы

Периферическая

Позвоночный столб, периферические суставы

Скандинавская

Мелкие суставы кистей рук

Висцеральная

Позвоночник, корневые суставы, сердце, аорта, почки

Стадии развития:

Стадия

Рентгенологические изменения в костно-суставном аппарате

I (начальная)

Остеопороз (остеосклероз) позвонков и подвздошно-крестцовых сочленений

II (выраженные поражения)

Сужение подвздошно-крестцовых сочленений, дугоотросчатых суставов позвоночника, разлитой остеопороз

III (поздняя)

Анкилоз подвздошно-крестцовых сочленений, дугоотросчатых суставов позвоночника

У пациентов с диагнозом «болезнь Бехтерева» развиваются следующие осложнения:

Осложнение

Причина возникновения

Амилоидоз почек

Образование отложений амилоидного белка из-за нарушения белкового обмена.

Болезни легких

Снижение эластичности грудной клетки.

Остеопороз

Нарушение формирования костной ткани.

Синдром конского хвоста

Сдавливание пучка спинномозговых нервов при смещении межпозвоночных дисков.

Последствия прогрессирования: нарушению осанки, снижение двигательной функции позвоночника: сглаживание изгиба поясничного отдела, в грудном отделе формирование горба в грудном отделе. У больного сужается угол зрительного восприятия, наблюдается ограниченность движений плечевых, коленных, бедренных суставов.

Наличие остеохондроза и спондилоартроза не влияет на прогноз и тактику лечения.

Диагностика

После изучения жалоб пациента врач собирает анамнез заболевания, проводит первичный осмотр. Для уточнения диагноза назначаются дополнительная диагностика, которая включает:

• КТ (компьютерная томография), МРТ (магнитно-резонансная томография крестцово-подвздошных суставов). Проводится с целью ранней диагностики патологии.
  • Рентгенография костей таза и позвоночника. Назначается для исследования динамики развития болезни Бехтерева, исключения других диагнозов. Недостаток метода: не позволяет диагностировать раннюю стадию. Изменения, по которым можно сделать заключение о наличии заболевания будут видны на снимке при развитии второй стадии спондилоартрита.
  • Общий анализ крови. Проводится для определения скорости оседания эритроцитов (СОЭ), показателя С-реактивного белка (СРБ). Лабораторное исследование дает ориентировочное представление о скорости развития воспалительного процесса.
  • Молекулярно-генетический анализ крови на наличие антигена HLA-B27. Повышенный уровень антигена – один из характерных признаков развития анкилозирующего спондилоартрита.
  • Тестирование. Больной отвечает на поставленные врачом вопросы, касающиеся проявления симптомов. Результаты теста помогают ревматологу сделать прогноз эффективности будущего лечения.

Главная задача диагностики анкилозирующего спондилоартрита – выявление патологии на раннем этапе.

Лечение

Комплексная терапия болезни Бехтерева направлена на уменьшение воспалений, купирование болевого синдрома, восстановление двигательной функции позвоночника.

Медикаментозная терапия

Для лечения применяют две группы лекарственных препаратов:

1. Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС). Купируют болевой синдром, снимают воспаление, продлевают периоды ремиссии.
  2. Препараты, замедляющие развитие анкилозирующего спондилоартрита. Применяются при лечении воспалений тазобедренных, коленных, локтевых суставов, запястий.

В отдельных случаях хороший терапевтический эффект дают инъекции кортикостероидных препаратов.

ЛФК и физиотерапевтические процедуры

Регулярная физическая активность, гимнастика и физиотерапия являются обязательным условием лечения болезни Бехтерева. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений лечебной физкультуры, проводятся сеансы массажа.

Ревматологическим пациентам показаны занятия плаванием, езда на велосипеде, прогулки пешком.

Оперативное лечение

Хирургическое вмешательство (операция) применяется в особо тяжелых случаях, когда необходима замена сустава или коррекция деформированных позвонков. Установка искусственных имплантов помогает тяжелых больным повысить двигательную активность.

Профилактические мероприятия

Людям с болезнью Бехтерева необходимо придерживаться правильного питания. Болевые ощущения в периоды обострений можно снизить, если отказаться от употребления жирных продуктов животного происхождения.

Сюда относятся:

• жирные сорта мяса;
  • сосиски, колбасы;
  • желтки яиц.

Основной рацион питания должен состоять из молочных продуктов, фруктов, рыбы и овощей.

Прогноз

Пациент должен понимать, что медикаментозные препараты ему необходимо принимать в течении всей жизни. Современной медицине недоступны методы лечения, способные полностью остановить прогрессирование болезни. Поэтому необходимо регулярно посещать лечащего врача, придерживаться назначенных рекомендаций, периодически проходить обследование.

Диагностика и лечение болезни Бехтерева в Нижнем Новгороде

Специалисты нашей клиники имеют многолетний опыт ведения больных с диагнозом «болезнь Бехтерева». В работе используют новейшие высокоэффективные методиками лечения, что позволяет быстро купировать болевой синдром, своевременно корректировать патологические изменения позвоночника. Мы занимаемся лечением любых стадий анкилозирующего спондилоартрита, помогаем тяжелым больным значительно улучшить качество жизни.

Сеть наших медицинских центров оснащена современным диагностическим оборудованием европейского уровня. У нас есть возможность диагностировать ранее развитие патологии, прогнозировать и оценивать результативность разных терапевтических методик в динамике.

Лечение болезни Бехтерева проводится по индивидуальной программе, которая разрабатывается отдельно для каждого пациента. В ней учитываются характер течения и предыдущие методы терапии.

Если вы несколько месяцев ощущаете стойкие боли в спине, незамедлительно запишитесь на прием к ревматологу. Своевременно начатое лечение замедлит прогрессирование болезни и снизит риск потери трудоспособности.

В нашей клинике запись пациентов ведется круглосуточно, без перерывов и выходных.

Врач-невролог, врач-терапевт. Заведующий медицинской части
Мартынов Иван Николаевич