Цистит

Соловьева Татьяна Сергеевна
Статью проверил(а) Большаков Александр Викторович

Врач-уролог, врач-терапевт

Цистит – инфекционное поражение оболочки мочевого пузыря, сопровождающееся частыми, болезненными мочеиспусканиями. Успешное лечение болезни зависит от ранней диагностики и своевременной терапии. Обращение к опытному специалисту отделения урологии поможет навсегда забыть о неприятных симптомах цистита, предотвратить развитие осложнений.

Общие сведения

По характеру течения различают первичный (неосложненный) и вторичный (осложненный) цистит. Первичный развивается как отдельное заболевание, вторичный – параллельно с уже существующими патологиями органов мочевыделительной системы.

Стадии развития заболевания

Особенности

Острая

Проявляется внезапно, не всегда под влиянием провоцирующих факторов. При несвоевременной или некорректной терапии переходит в хроническую.

Частые, болезненные мочеиспускания;

тянущие боли в пояснице;

общая слабость;

изменение прозрачности, оттенка мочи;

болезненность в нижней части живота;

повышенная температура тела;

ощущение холода;

головокружение.

Пиелонефрит,

недержание мочи,

снижение детородной функции,

рубцовые изменения слизистого эпителия мочевого пузыря.

Хроническая

Симптомы слабо выражены или отсутствуют. Периодичность обострений – 1-2 раза в год.

Геморрагическая

Мочеиспускание сопровождается кровянистыми выделениями. При отсутствии лечения приводит к развитию анемии.

Самолечение цистита в домашних условиях снижает проявление симптомов, но не устраняет причину заболевания. При длительном отсутствии грамотного лечения воспалительный процесс переходит в почки, развиваются тяжелые осложнения.

Причины цистита

Начало заболевания провоцирует инфекция, которая проникает в организм извне или переносится от больного органа к мочеточнику по кровотоку.

Цистит неинфекционного генеза встречается реже. Появляется на фоне приема некоторых медикаментозных препаратов, после лучевой терапии, использования гигиенических средств и др.

Переход в хроническую фазу чаще происходит из-за неполного, некорректного лечения или его отсутствия. После острого цистита эпителий мочевого пузыря регенерируется не полностью, воспалительный процесс становится хроническим.

Среди других причин и факторов риска: нарушение кровообращения в области малого таза, заболевания мочеполовой системы, частые запоры, слабый иммунитет, отсутствие регулярной интимной гигиены, переохлаждение, воспалительные процессы внутренних органов и др.

Особенности «женского» цистита

В 90% случаев развития цистита у женщин вызвано бактериальной инфекцией, которая попадает в мочеиспускательный канал из прямой кишки. Заболевание часто осложняется спайками, ухудшением проходимости маточных труб. Не долеченный цистит повышает риск бесплодия, самопроизвольных выкидышей.

Причины возникновения заболевания у женщин:

• короткая, широкая уретра;
  • мочеточник и влагалище расположены близко к анусу;
  • использование средств контрацепции;
  • высокий риск травм мочевого пузыря при сексуальном контакте;
  • задержки мочеиспускания в период беременности;
  • снижение антибактериальной функции мочеточника во время менопаузы.

Особенности «мужского» цистита

У мужчин, из-за анатомических особенностей мочеполовой системы, внешний возбудитель редко становится причиной развития болезни.

Аденома простаты сужает мочевыводящий канал, из-за чего происходит застой мочи, появляются благоприятные условия для роста патогенной флоры.

У мужчин болезнь протекает в более тяжелой форме, нежели у женщин. Обычно диагностируется в возрасте 50+, на фоне нарушения функции простаты или уретры.

Факторы риска цистита у мужчин:

• рак предстательной железы;
  • хронические болезни почек;
  • воспаление мочеточника, семенных пузырьков, яичек.

Особенности развития цистита у детей

Развитие острой формы патологии у детей сопровождается проблемой с мочеиспусканием. У подростков наблюдаются боли в области мочевого пузыря.

Для раннего возраста (3-4 года) характерна слабая локализация инфекционного процесса в верхних участках мочевых путей. Сопровождается рвотой, ознобом, резкой переменой настроения.

Причины цистита у детей: камни в почках, дисбактериоз, прием нестероидных противовоспалительных препаратов, наличие в мочевом пузыре инородных включений, использование пены для ванн и др.

Профилактика

Простые профилактические мероприятия, которые помогут снизить риск развития цистита:

• пейте до 1-2 литров жидкости в день;
  • откажитесь от острой и соленой пищи;
  • избегайте переохлаждений;
  • тщательно соблюдайте правила интимной гигиены;
  • регулярно посещайте гинеколога для профилактики мочеполовых инфекций;
  • не задерживайте мочеиспускание;
  • в период менструации пользуйтесь прокладками.

Диагностика

Во время консультации уролог анализирует жалобы пациента, изучает анамнез, проводит наружный осмотр мочеполовых органов. Для выяснения причин и характера заболевания назначает лабораторную и аппаратную диагностику.

Методы диагностики цистита в клинике ИННОМЕД:

• Лабораторный анализ мочи. Проводится для исследования биохимического состава, физических свойств мочи, с целью подтвердить наличие воспаления. Концентрация лейкоцитов свыше 10 на 1 мл указывает на факт развития воспалительного процесса.
  • Посев мочи на микрофлору. Одна из наиболее эффективных методик диагностики цистита бактериального генеза. Цель анализа – выяснить причину и природу развития болезни. Лаборант исследует микробиологический состав мочи с помощью питательных сред. Выделенный патоген проверяется на устойчивость к антибиотикам.
  • ОАК (полный анализ крови). Для обследования забирается венозная кровь. Оценивается состав и количество компонентов плазмы. Значительное превышение уровня лейкоцитов свидетельствует о развитии патологического состояния.
  • ПЦР диагностика инфекций, которые передаются половым путем.
  • Цистоскопия. Детальная диагностика состояния слизистого эпителия органа мочевыделения. Эндоскоп через уретру вводится в мочевой пузырь, врач исследует оболочку органа на мониторе. Иногда производится забор биоматериала для гистологического исследования. Методика является основанием для подтверждения (исключения) патологий со схожими симптомами.
  • УЗИ почек и мочевого пузыря. Безболезненная процедура, проводится с целью диагностики болезней органов мочеполовой системы. Исследование показано при отсутствии поясничных болей, проявлений инфекции.

В нашей клинике диагностика проводится в лаборатории, оснащенной современным высокотехнологичным оборудованием. Уролог в кратчайший срок получает результаты анализов и назначает лечение.

Лечение цистита

Лечение цистита в медицинском центре ИННОМЕД основано на принципах доказательной медицины, соответствует международным стандартам. Врач-уролог составляет индивидуальную программу лечения, учитывая форму заболевания, сопутствующие патологии, общее состояние пациента. Использование инновационных методик в комплексном лечении цистита позволяет нашим специалистам за короткие сроки добиваться хороших результатов.

Патологии бактериального генеза поддаются лечению антибиотиками в 95% случаев. Для уменьшения воспаления мочевыводящих путей уролог назначает линейку антибактериальных препаратов в комплексе с водным массажем, вихревыми, углекислыми ваннами. Болезненные симптомы острого цистита обычно проходят через несколько дней, остаточные явления - через месяц после начала лечения. Терапия хронической формы заболевания длится дольше. Пациентам с редкими, тяжелыми формами цистита рекомендовано оперативное лечение.

Если у вас появились первые симптомы цистита, не ждите, что они пройдут самостоятельно, – срочно посетите уролога. В нашей клинике запись пациентов ведется ежедневно, в режиме 24/7.

Врач-уролог, врач-терапевт
Большаков Александр Викторович