Отомикоз

Соловьева Татьяна Сергеевна
Статью проверил(а) Кувшинов Артём Александрович

Врач-терапевт, оториноларинголог

Отомикоз – воспалительное заболевание уха, вызванное условно-патогенными грибами, входящими в состав его нормальной микрофлоры. Сопровождается классическими симптомами грибковой инфекции. Очаг патологии обычно локализуется в наружном слуховом проходе. Заболевание встречается среди разных возрастных групп, чаще у детей 5-10 лет и у людей с сахарным диабетом.

Причины заболевания

Возбудителями отомикоза часто становятся грибы рода Candida и Aspergillus. Они могут длительное время находится в организме, не выдавая себя симптомами, в норме присутствуют у всех в небольшом количестве. Спровоцировать интенсивное размножение грибка могут следующие факторы:

• длительный прием антибиотиков, гормональных препаратов;
  • гнойный отит;
  • снижение иммунитета;
  • нарушение обмена веществ (повышенная концентрация сахара, кортизола в крови);
  • образование экссудата в послеоперационной полости сосцевидного отростка;
  • механические травмы уха;
  • экзема, дерматит, почесуха;
  • аномалии строения слухового прохода;
  • вредные условия труда (повышенная концентрация пыли в воздухе, влажность).

Нередко причиной инфицирования становится неправильная гигиена ушей. Тщательное удаление серы ватными палочками или другими подручными предметами не только травмирует слизистую, но и лишает ее естественной защиты. В теплой, влажной среде грибы начинают активно развиваться, подавляя полезную микрофлору.

Отомикоз является своеобразным индикатором плохого иммунитета человека, поскольку иммунодефицит имеет ключевое значение в его патогенезе.

Патогенез

Ушная раковина улавливает и направляет звуки в наружный слуховой канал – полую трубку диаметром 3-10 мм, длиной 20-25 мм (у взрослых). На коже наружного слухового прохода расположены волосы, сальные и серные железы. Данная структура размещается между ушной раковиной и барабанной перепонкой.

Центральная часть среднего уха представлена барабанной полостью. Внизу ее расположена евстахиева труба, сзади – сосцевидные ячейки. Полость изолирована от внешней среды барабанной перепонкой, которая препятствует проникновению инфекции извне.

Однако грибок может попасть в среднее ухо по другим каналам: через кровоток, лимфу, по евстахиевой трубе или из глотки.

Грибок крепится к коже или поврежденной поверхности, начитает активно развиваться. При генерализованной форме микоза возбудитель с кровотоком проникает в различные органы и ткани, вызывая вторичные очаги инфекции.

Виды отомикоза Особенности
Односторонний Воспалительный процесс развивается в одном ухе.
Двухсторонний Воспаление поражает оба уха.
Острый Впервые выявленный случай грибковой инфекции. Острая стадия болезни длится 3-4 недели.
Хронический Характеризуется длительным, вялотекущим течением. Периоды ремиссии чередуются с повторяющимися обострениями. Такой диагноз ставится, если пациент обращается с прежними жалобами спустя время после окончания лечения.
Наружный грибковый отит Распространенная форма отомикоза, встречается у 1/3 пациентов. Воспалительный очаг локализуется в наружном слуховом проходе.
Грибковый мирингит Микотической поражение барабанной перепонки. Сопровождается отеком, гиперемией окружающих тканей.
Грибковый средний отит Возникает в результате инфицирования среднего уха.
Сочетанный Микоз развивается одновременно в среднем и наружном ухе.
Дрожжеподобный Возбудитель заболевания – дрожжеподобные грибки вида Candida.
Плесневой Причина воспаления - активация грибов рода Aspergillus.
Смешанный Вызван сочетанным поражением грибков Сandida и Aspergillus.

Симптомы

Патологический процесс развивается поэтапно, каждая стадия сопровождается характерными симптомами:

Стадия отомикоза Признаки
I (начальная) Периодический, ненавязчивый зуд в ушах. Пациент не ощущает сильного дискомфорта, поэтому к врачу не обращается.
II (острое воспаление) Постоянный, сильный зуд в ушах, который существенно снижает качество жизни пациента. Также появляется шум в ушах, головная боль, покраснение, отечность ушной раковины. По мере развития инфекции возникают боль в ушах, патологические выделения, себорейные корочки. У некоторых пациентов ухудшается слух в больном ухе. Среди неспецифических признаков: слабость, повышенная температура тела.
III (хроническое воспаление) Перечисленные симптомы проявляются в слабовыраженной форме.

При любой форме отомикоза, как правило, не наблюдается серьезных нарушений слуховой функции. Иногда ухудшается звукопроводимость (передача звука к среднему уху). Пациент при этом ощущает заложенность в ушах.

Диагностикой и лечением отомикоза занимается врач-оториноларинголог.

Этапы диагностики:

1. Сбор анамнеза. В беседе с пациентом врач выясняет следующую информацию:

• продолжительность, характер течения болезни;
  • периодичность обострений;
  • наличие грибковых поражений органов в предыдущем анамнезе;
  • наличие сопутствующих патологий, аллергии, хронических инфекций и т.п.

2. Отоскопия. С помощью специального прибора (отоскопа) врач оценивает состояние наружного уха. Покраснение кожи, сужение слухового прохода, наличие отделяемого с неприятным запахом свидетельствуют о развитии микоза. Обнаруженные в ходе отоскопии грануляции и полипы слухового прохода врач обрабатывает раствором нитрата серебра и удаляет.

3. Анализ слуха. Отоларинголог оценивает работу слухового анализатора посредством простой, пороговой, импедансной аудиометрии. Наряду с этим исследуется проходимость евстахиевой трубы.

4. Лабораторная диагностика. При подозрении на отомикоз доктор берет мазок из уха для микроскопического и культурального (посев) анализа. Требуется определить тип возбудителя, его чувствительность к противомикозным средствам.

5. Дифференциальная диагностика. Проводится для исключения патологий с похожей симптоматикой.

К ним относятся:

• бактериальный/вирусный средний/наружный отит;
  • серные пробки;
  • новообразования (например, холестеатома).

6. Общеклинические исследования. Помогают выявить признаки воспаления, наличие сопутствующих заболеваний. Среди них: анализ крови клинический, биохимический, на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С.

Лечение

Терапия отомикоза направлена на устранение возбудителя грибковой инфекции. При подборе препаратов врач учитывает результаты предыдущего лечения (если оно проводилось), наличие хронических заболеваний, имеющиеся противопоказания. При сахарном диабете важно контролировать уровень глюкозы крови, т.к. сахар способствует быстрому росту грибов.

Схема лечения отомикоза:

• Местная противогрибковая терапия. Вначале врач очищает ухо от патологических выделений, серы, мицелия грибов, слущенного эпидермиса. Затем промывает его раствором противогрибкового средства. После этого в слуховой проход вводится турунда с раствором нитрофунгина или экзотерила, на кожу наносятся мази: клотримазол, низорал и т.п.
  • Общеукрепляющее лечение и витаминотерапия. Проводится с целью: устранения провоцирующих факторов, активизации иммунитета, восстановления здоровой микрофлоры уха.
  • Десенсибилизирующая терапия. Прием препаратов антимикозного, антигистаминного спектра действия, нормализующих микрофлору кишечника.
  • Исключение провоцирующих факторов. Во время лечения и реабилитации пациенту необходимо отказаться от купания в водоемах, использования наушников, ограничить контакты с источниками грязи и пыли.

Продолжительность лечения – около месяца. Прерывать терапию при улучшении самочувствия нельзя, чтобы не спровоцировать обострение.

Лечение отомикоза, как правило, консервативное. При повышенном риске рецидивов пациенту показана хирургическая операция.

Можно ли вылечить отомикоз самостоятельно?

При отомикозе обязательно проводится промывание уха. Слуховой проход может быть плотно закрыт эпидермальными массами, из-за чего возникает эффект заложенности. В домашних условиях это сделать невозможно. Противопоказано применять мази и капли на основе спирта – они усиливают отечность и раздражение слизистой.

При появлении признаков грибковой инфекции уха рекомендуем незамедлительно обратиться за медицинской помощью к специалисту, который точно знает, какой метод лечения выбрать в вашем случае. Не занимайтесь самолечением – это может навредить вашему здоровью!

Осложнения

Отсутствие адекватной терапии отомикоза приводит к развитию таких состояний как:

• грибковая инфекция барабанной перепонки, при которой возникает сильнейший болевой синдром;
  • распространение патологического процесса на весь слуховой аппарат;
  • рубцово-спаечный процесс в области среднего уха;
  • развитие необратимой тугоухости;
  • грибковое поражение внутренних органов;
  • сепсис.

При своевременно начатом лечении осложнения отомикоза встречаются редко.

Прогноз

Прогноз лечения острого грибкового отита, при своевременном обращении в клинику, благоприятный. Применение эффективных антимикотических препаратов позволяет полностью избавиться от заболевания. Пациенту не требуется проводить какие-либо мероприятия для восстановления слуха.

Хроническая форма отомикоза часто сопровождается спайками барабанной полости, которые провоцируют стойкую тугоухость даже при отсутствии патогенной флоры. Для снижения риска рецидивов рекомендуется в течение месяца после клинического выздоровления делать аппликации турундой или протирать область ушной раковины и наружного слухового прохода противогрибковым средством. Процедуру следует проводить аккуратно, чтобы не травмировать кожу слухового прохода.

По данным статистики, рецидивы заболевания наблюдаются у 10% больных с послеоперационным микозом.

Меры первичной профилактики отомикоза:

• правильная гигиена ушей;
  • отказ от использования берушей, наушников;
  • отказ от деятельности, которая может привести к травмам органа слуха;
  • применение антибиотиков, стероидных, противогрибковых препаратов только по назначению врача;
  • укрепление защитных сил организма;
  • регулярные профилактические осмотры у ЛОР-врача.

Больным сахарным диабетом рекомендуется контролировать уровень глюкозы в крови.

Заболевание хорошо поддается лечению на ранней стадии. В нашем центре вы можете сдать необходимые анализы, пройти курс терапии под наблюдением опытного отоларинголога.

Запись к врачу ведется по телефону, указанному на сайте медицинской клиники, а также через форму обратной связи.

Врач-терапевт, оториноларинголог
Кувшинов Артём Александрович