Аллергический ринит

Соловьева Татьяна Сергеевна
Статью проверил(а) Кувшинов Артём Александрович

Врач-терапевт, оториноларинголог

Аллергический ринит – воспаление слизистой оболочки носовой полости, вызванное действием аллергена (чаще пыльцой растений, шерстью или домашней пылью). Аллергический ринит относится к числу наиболее распространенных аллергических заболеваний (например, в США патологией страдают около 80% аллергиков). Его диагностируют у людей разного возраста, даже у детей на первом году.

Причины аллергического ринита

В основе заболевания лежит аллергическая реакция немедленного типа. Иммунная система идентифицирует аллерген, как потенциально вредоносный агент, начинает синтезировать антитела для борьбы с ним. В норме антитела вырабатываются для борьбы с инфекциями и бактериями, которые могут нанести вред организму.

При попадании частиц аллергена на слизистую носа и горла в крови увеличивается концентрация антител IgE. Под их влиянием кровяные клетки вырабатывают особые химические вещества, которые вызывают симптомы аллергического ринита.

Начало заболевания могут спровоцировать:

• шерсть, физиологические выделения животных;
  • пыльца растений (березы, ольхи, лещины, полыни, амброзии, тимофеевки, травы ежи, райграса);
  • фрукты, орехи, овощи;
  • мед;
  • бытовая химия;
  • пылевые клещи;
  • плесневые грибы;
  • слюна, яд при укусе насекомых;
  • отдельные пищевые продукты (как правило, рыба, яйца, молоко).

Значительное влияние на развитие аллергического ринита оказывает наследственный фактор. Если патологией страдают оба родителя, вероятность ее возникновения – 70%. Если оба родителя здоровы – 15%.

К другим факторам риска относятся:

• высокий уровень IgE в крови, зафиксированный в детском возрасте;
  • пищевая аллергия на смесь для кормления;
  • врожденные аномалии, травмы носа;
  • частые простуды;
  • вазомоторный ринит.

Четкой взаимосвязи между развитием аллергического ринита и загрязнением воздуха выявлено не было. Также нет достоверных данных о том, что отсутствие домашних питомцев снижает риск возникновения болезни. По мнению специалистов, контакт ребенка с домашними животными в раннем возрасте, напротив, повышает устойчивость к такому аллергену.

У взрослых и детей аллергический ринит сопровождается схожими симптомами.

Среди них:

• приступообразное, повторяющееся чихание;
  • заложенный нос;
  • отечность лица;
  • насморк;
  • слезотечение, покраснение, темные круги вокруг глаз («аллергические синяки»);
  • желание откашляться;
  • зуд в области носа и глаз;
  • головная боль;
  • бессонница;
  • быстрая утомляемость;
  • резкое снижение трудоспособности.

В 50% случаев обострение аллергического ринита сопровождается симптомами конъюктивита. Все признаки патологии у пациента присутствуют не всегда.

Чем отличается аллергический ринит от вазомоторного?

Ринит Причины возникновения Характерные симптомы
Вазомоторный Прием сосудосуживающих назальных капель, изменение гормонального фона, холодный воздух, острая пища, стресс. Гиперчувствительность сосудов носа, ощущение заложенности, отек лица.
Аллергический Влияние аллергена. Частое чихание, зуд в носу, отечность, покраснение вокруг глаз, водянистые выделения из носа. При вазомоторном рините подобные симптомы встречаются крайне редко.

Классификация аллергического ринита

Виды Характерные особенности
Сезонный Признаки заболевания возникают после контакта с пыльцой растений. Как правило, это происходит в период цветения – весной, летом ли осенью.
Круглогодичный Появляется в любое время года при вдыхании аллергена в помещении (перхоти, шерсти, экскрементов пылевых клещей и насекомых, бытовой химии).
Интермиттирующий (прерывающийся) Возникает при контакте с одним или несколькими аллергенами. Продолжается 1-3 дня в неделю или около 1 месяца в году.
Персистирующий (устойчивый) Симптомы беспокоят более 4 дней в неделю или более 4 недель в году.
Легкий Симптомы выражены слабо, на качество жизни больного существенно не влияют.
Средней тяжести/тяжелый Приводит к бессоннице, снижению физической активности, ухудшению качества жизни.
Острый Признаки заболевания проявляются сразу после контакта с раздражителем, проявляются ярко. При надлежащем лечении приступ быстро проходит.
Хронический Признаки заболевания возникают периодически, сохраняются длительное время.

Диагностика

Диагностикой и лечением аллергического ринита занимается врач аллерголог-иммунолог или отоларинголог.

Лечащий врач оценивает жалобы пациента, составляет аллергический анамнез, выявляет провоцирующие факторы, место возникновения симптомов, проводит риноскопию. Для постановки предварительного диагноза обычно достаточно типичной клинической картины, наследственной предрасположенности или наличия аллергии у самого больного. Для подтверждения диагноза пациент направляется на дальнейшее обследование.

В него входят:

• Анализ крови. Проводится для определения соотношения специфических иммуноглобулинов к общему количеству аллергенов. Превышение допустимого уровня указывает на развитие аллергической реакции на определенный возбудитель.
  • Эндоназальные провокационные пробы. В носовую полость вводится раствор аллергена, чтобы оценить реакцию организма.
  • Кожные пробы (укол-тесты). На кожу предплечья или спины наносится аллерген, после место нанесения прокалывают скарификатором. Отек, зуд, покраснение кожи указывают на наличие аллергии.
  • Рентгенография, КТ носоглотки. Назначаются при подозрении на хронический воспалительные процессы в области придаточных пазух носа, кисты, полипы, новообразования носовой полости.

Лечение

Лечение аллергического ринита проводится преимущественно в амбулаторных условиях. При наличии осложнений требуется госпитализация в стационар клиники. Программа лечения составляется с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Что может назначить отоларинголог:

• Промывание, орошение. Проводится увлажняющими, противовоспалительными, увлажняющими препаратами, снимает отечность.
  • Антигистаминные таблетки и назальные спреи. Назначаются для подавления аллергической реакции.
  • Назальные спреи на основе глюкокортикоидов. Современные интраназальные стероиды эффективно устраняют воспаление, ринорею, зуд, заложенность, снижают проницаемость слизистой. Подходят для лечения персистирующей формы заболевания. Не вызывают побочных реакций.
  • Сосудосуживающие препараты. Показаны при сильной заложенности. Обеспечивают кратковременный эффект, при длительном употреблении вызывают лекарственную зависимость. Применяются только по назначению врача.
  • АСИТ (аллерген-специфическая иммунотерапия). Метод персонализированной терапии, направленный на устранение причины заболевания. Врач вводит в организм пациента небольшие дозы аллергена, чтобы вызвать привыкание. Метод эффективно устраняет аллергию, снижает риск развития бронхиальной астмы.
  • АЛТ (аутолимфоцитотерапия). Универсальный способ борьбы с различными видами аллергии. Основан на применении иммунных клеток и лейкоцитов больного.

Помимо этого назначаются: инфракрасная, виброакустическая, магнитная терапия, ультрафиолетовое облучение, другие ЛОР-манипуляции. При наличии сопутствующих патологий (кисты околоносовой пазухи, синусита и т.п.) показана хирургическая операция.

Важно! Эффективность и безопасность методов нетрадиционной медицины (гомеопатии, акупунктуры и пр.) в терапии аллергического ринита клинически не подтверждена.

Особенности применения антигистаминных препаратов

Суточная доза, кратность и продолжительность приема лекарственного средства зависит от возраста и веса пациента. Одни препараты можно принимать не дольше 10 дней, другие (например, «Супрастинекс») – непрерывно на протяжении полугода.

Отдельные виды антигистаминных средств нельзя совмещать с антидепрессантами, лекарствами против язвы желудка.

Если вы пропустили прием лекарства, примите его в тот момент, когда это заметили. В случае передозировки сразу после приема лекарства нужно выпить активированный уголь или промыть желудок.

Осложнения

Ключевую роль в развитии осложнений аллергического ринита играет поздняя диагностика. Около 40% людей живут с болезнью более 10 лет от ее начала до подтверждения диагноза.

При отсутствии своевременного лечения аллергический ринит может вызвать:

• Средний экссудативный отит. На фоне воспаления в полости среднего уха скапливается экссудат, что приводит к снижению слуха.
  • Отек, гипертрофия носовых раковин и миндалин. Сопровождается постоянной заложенностью носа, частыми головными болями, воспалением среднего уха, придаточных пазух носа. Постоянное дыхание через рот может стать причиной деформации лицевого скелета, изменения прикуса зубов.
  • Бронхиальная астма и другие аллергические заболевания.

Аллергический ринит не представляет серьезной угрозы для жизни пациента, однако без медицинской помощи может существенно ухудшить ее качество.

Профилактические меры

Несколько рекомендаций, который помогут вам минимизировать риск контакта с аллергенами:

• Используйте специальные защитные чехлы для матрасов и подушек, непроницаемые для клещей домашней пыли. Их следует стирать не реже двух раз в месяц.
  • Регулярно делайте влажную уборку в помещении.
  • Используйте пылесосы и очистители воздуха с НЕРА-фильтрами.
  • Регулярно (1 раз в 14 дней) купайте своих питомцев, стирайте лежанки и мебель, на которой они спят. Шерсть вычесывайте за пределами жилых комнат.
  • Не позволяйте домашним животным забираться в вашу постель.
  • Выходя на улицу одевайте защитную маску и очки, чтобы защитить слизистую носа и глаз от контактов с аллергенами.
  • Регулярно проветривайте жилое помещение – это предотвратит появление плесени.
  • В период цветения растений стоит ограничить пребывание на улице, окна в доме держите закрытыми.
  • Избегайте переохлаждений и перегрева, тщательно мойте руки.
  • Придерживайтесь гипоаллергенной диеты.

Прогноз

Прогноз во многом зависит от состояния иммунной системы пациента, ранней диагностики, грамотно подобранного лечения. При соблюдении врачебных рекомендаций, прогноз АР, как правило, благоприятный. Облегчение наступает через несколько часов после начала терапии.

Лечение аллергического ринита в Нижнем Новгороде

Пациенты с симптомами аллергического ринита могут пройти курс лечения в условиях нашей клиники.

Наши преимущества:

• Выгодные цены
  • Выезд и сбор анализов на дому
  • Опытные врачи
  • Современное оборудование

Записаться на консультацию к отоларингологу можно по телефону, размещенному на сайте.

Врач-терапевт, оториноларинголог
Кувшинов Артём Александрович