Ларингит

Соловьева Татьяна Сергеевна
Статью проверил(а) Кувшинов Артём Александрович

Врач-терапевт, оториноларинголог

Ларингит – воспаление слизистой оболочки гортани, голосовых связок и подсвязочного пространства. Заболевание может иметь инфекционную либо аллергическую природу, сопровождается болью в горле, першением, сухостью, кашлем. Ларингит опасен развитием тяжелых осложнений, поэтому требует своевременного лечения.

Заболевание лечит оториноларинголог (ЛОР).

Патогенез

Гортань в нашем организме выполняет три важных функции:

• блокирует попадание пищи в дыхательные пути;
  • активно участвует в акте дыхания;
  • формирует звук.

Признаки ларингита появляются в результате повреждения или раздражения слизистой оболочки гортани, отечности ее структур. Под влиянием провоцирующих факторов эпителий слизистой может разрастаться либо утончаться. Вследствие этого нарушается механизм образования и отхождения мокроты: она скапливается на голосовых связках и стенках гортани, что приводит к сужению дыхательного просвета. Слизь раздражает кашлевые рецепторы, появляется кашель и першение в горле.

У детей ларингит развивается в подскладочном пространстве гортани, поэтому его называют ложным крупом или подскладочным ларингитом.

Классические признаки ларингита:

• Изменение тембра голоса. Воспаление, отечность голосовых связок становятся причиной охриплости и полной утраты голоса. Болезненные ощущения усиливаются при попытке разговаривать громче обычного.
  • Затрудненное дыхание. Возникают в результате сужения просвета гортани.
  • Неприятные ощущения в горле (покалывание, жжение, першение, боль, проблемы с глотанием). При ларингите подобные проявления выражены отчетливее, чем при ОРВИ.
  • Преимущественно сухой, «лающий» кашель, переходящий в мокрый с большим выделением мокроты (в некоторых случаях с примесью крови).
  • Ухудшение общего самочувствия (субфебрильная температура тела, быстрая утомляемость, слабость, частые головные боли, потеря аппетита).

Только опытный специалист способен отличить острую стадию ларингита от хронической, воспалительный процесс от опухоли гортани. Попытки самолечения чаще усугубляют ситуацию (вы можете избавиться от симптомов болезни, но не от причины). Поэтому при появлении первых признаков ларингита очень рекомендуется обратиться за помощью к врачу.

Классификация ларингита

Острый ларингит

Виды

Особенности

Катаральный

Развивается самостоятельно или на фоне различных инфекционных заболеваний (гриппа, ОРВИ, коклюша и др.), проявляется внезапно. Воспаление охватывает слизистый, подслизистый слой и внутренние мышцы гортани.

Отечный

Может иметь инфекционную либо аллергическую природу. У взрослых сопровождается отеком верхнего отдела гортанной полости.

Флегмозный

Может возникнуть вследствие механических, термических травм гортани, дифтерии, гнойничковых образований на корне языка.

Хронический ларингит

Виды

Особенности

Катаральный

Наиболее распространенная форма ларингита. Протекает менее агрессивно, чем острый катаральный, легче переносится. Часто встречается у людей, профессия которых связана с перенапряжением голосовых связок (преподавателей, певцов, актеров и др.).

Гиперпластический:

Развивается самостоятельно или на фоне катаральной формы, считается предопухолевым состоянием.

● Ограниченный

На отдельных участках слизистой гортани наблюдается образование узелков.

● Диффузный

Приводит к утолщению тканей гортани.

Атрофический

Характеризуется длительным инкубационным периодом, провоцирует утоньшение слизистой оболочки гортани.

Причины ларингита

Воспалительный процесс в гортани могут спровоцировать:

• аллергия на пыль, токсические вещества, лекарства и т.п.;
  • вирусные, грибковые, бактериальные инфекции;
  • механические повреждения слизистой гортани (инородное тело, медицинские манипуляции);
  • перенапряжение голосового аппарата (длительная беседа, пение, крик и др.);
  • поражение миндалин;
  • регулярные воспаления дыхательных путей;
  • полипы в носу, искривление носовой перегородки (по этой причине человек вынужден дышать через рот);
  • гастроэзофагеальный рефлюкс.

Факторы, повышающие риск развития ларингита:

• неблагоприятный климат;
  • переохлаждение;
  • гормональный дисбаланс;
  • употребление алкоголя;
  • курение;
  • вдыхание пыли, газа, химических веществ;
  • сниженный иммунитет;
  • длительный прием антибиотиков;
  • физиологические особенности гортани.

Перечисленные факторы способствуют развитию воспаления, снижают защитные силы организма. При контакте с возбудителем ситуация усложняется, требует врачебного вмешательства.

Осложнения

При отсутствии адекватного и профессионального лечения ларингит может привести к развитию таких осложнений, как:

• тонзиллит;
  • трахеит;
  • хронический бронхит;
  • обструкция дыхательных путей;
  • пневмония;
  • парез гортани (ограничение колебаний голосовых связок и мышц гортани);
  • стеноз (сужение просвета) гортани;
  • острое гнойное воспаление (флегмона) шеи;
  • доброкачественные и злокачественные новообразования гортани.

При появлении первых симптомов ларингита вы можете обратиться к врачу-отоларингологу нашего центра. Это поможет предотвратить развитие негативных последствий для здоровья.

Диагностика

Диагностика ларингита начинается со сбора анамнеза, анализа жалоб пациента. Признаки заболевания выявляются обычно во время визуального осмотра гортани. Доктор исследует состояние слизистой, размеры щитовидной железы, лимфатических узлов, голос пациента. При необходимости проводится ларингоскопия. Данное обследование позволяет оценить характер воспаления и степень сужения дыхательного просвета.

Ларингоскопия проводится с использованием специального прибора – ларингоскопа, под местной анестезией. В процессе исследования врач может взять фрагмент ткани для биопсии, чтобы исключить ларингит онкологической природы.

Помимо этого, больному необходимо сдать анализ крови на содержание глюкозы, мазок слизистой гортани на цитологию для определения возбудителя заболевания.

Рентгенография и компьютерная томография гортани назначаются в редких случаях для уточнения степени тяжести заболевания.

Дифференциальная диагностика проводится для исключения туберкулёза гортани, онкопатологий верхних дыхательных путей. В ходе обследования может понадобиться консультации смежных специалистов (терапевта, фтизиатра, онколога и т.д.).

Лечение ларингита

Во время курса терапии пациентам необходимо исключить все провоцирующие факторы, изменить образ жизни и отказаться от вредных привычек, а именно:

1. Не напрягать голосовой аппарат (если работа связана с напряжением связок, на время лечения от неё нужно полностью отказаться).
  2. Соблюдать постельный режим и назначения врача-оториноларинголога.
  3. Поддерживать правильный микроклимат в помещении (температура в комнате должна быть около 220 С, влажность – 55%).
  4. Не употреблять алкоголь, отказаться от сигарет.
  5. Придерживаться диеты (исключить жирную пищу, крепкий чай, кофе, газированные напитки, холодные, горячие, острые блюда).
  6. Больше пить тёплой жидкости.

Консервативные методы

Медикаментозное лечение

Пациентам назначаются: антибиотики, антигистаминные, отхаркивающие, противовоспалительные, противокашлевые лекарственные препараты, витаминные комплексы, иммуномодуляторы.

Физиотерапия

Физиотерапевтические процедуры (электрофорез, УВЧ, лазерная, магнитная ультразвуковая терапия) повышают сопротивляемость организма, эффективно убирают отечность и болезненные ощущения.

Ингаляции масляно-щелочными растворами

Ингаляции лучше делать с помощью небулайзера или ингалятора. Т.к. процедура имеет множество противопоказаний, перед ее проведением обязательно проконсультируйтесь врачом.

Хирургические методы

Операция показана в случае, если консервативные методы не приносят ожидаемого эффекта. Оперативное вмешательство подразумевает удаление поврежденных участков слизистой оболочки гортани. В исключительных ситуациях проводится резекция и ларингэктомия гортани

Схема лечения ларингита подбирается индивидуально, на протяжении всего курса терапии пациент должен находиться под наблюдением врачей.

Меры профилактики

Снизить риск развития ларингита помогут следующие рекомендации:

• откажитесь от курения и употребления спиртных напитков;
  • своевременно лечите болезни верхних дыхательных путей;
  • избегайте переохлаждений;
  • не перегружайте голосовой аппарат;
  • пользуйтесь защитными средствами в условиях повышенной запыленности, при работе с токсическими веществами;
  • поддерживайте физическую активность;
  • полноценно питайтесь.

После завершения терапии пациенту необходимо посещать отоларинголога не реже 1 раза в 3-6 месяцев.

Прогноз

При своевременно начатом лечении прогноз острого и хронического ларингита в целом благоприятный. Продолжительность терапии острых форм заболевания – 7 - 14 дней.

Адекватная тактика лечения тяжелых форм хронического ларингита помогает добиться полного излечения или перехода заболевания в фазу длительной, устойчивой ремиссии.

Лечение ларингита в Нижнем Новгороде

Если у вас появились симптомы ларингита, приглашаем пройти комплексное обследование и лечение ЛОР-органов в комфортабельных условиях нашей клиники.

Чтобы записаться на консультацию к оториноларингологу свяжитесь с нами по телефону: +7 (831) 234-00-63 или оставьте заявку через форму обратной связи на сайте клиники. Мы перезвоним вам в течение 15 минут и ответим на интересующие вас вопросы.

У нас работают опытные сертифицированные специалисты, нацеленные на эффективный результат. Клиника оснащена современным лечебно-диагностическим оборудованием, что позволяет нашим врачам ставить точные диагнозы и подбирать адекватную терапию.

В большинстве случаев пациентам назначается медикаментозное лечение, по окончании которого проводится повторная диагностика для оценки результатов в динамике. При запущенных формах хронического ларингита может потребоваться госпитализация в стационар.

Стоимость лечения ларингита зависит от формы, тяжести течения заболевания, наличия сопутствующих патологий.

Можно ли гулять на улице при ларингите?

Если у вас есть температура и кашель, выходить на улицу нежелательно. Старайтесь чаще проветривать комнату и соблюдать постельный режим.

Когда почувствуете себя лучше, не спешите совершать прогулки на воздухе, особенно в холодную, ветряную погоду. Выходить на улицу следует после окончательного выздоровления.

Можно ли заразиться ларингитом?

Всё зависит от природы происхождения заболевания. Неинфекционный ларингит, вызванный аллергией или перенапряжением голосового аппарата, воздушно-капельным путём не передаётся. Если ларингит вызван вирусной, бактериальной либо грибковой инфекцией, он может передаваться от больного человека к здоровому.

Почему постоянно возникает ларингит?

Курение – один из ключевых факторов риска хронического ларингита. Табачный дым сильно раздражает и пересушивает слизистую оболочку гортани, поэтому патология является характерным спутником курильщиков с многолетним стажем.

Причинами частого обострения ларингита также могут быть: неоконченное либо неграмотное лечение, хронический воспалительный процесс в носоглотке (тонзиллит, ринит, фарингит).

Врач-терапевт, оториноларинголог
Кувшинов Артём Александрович