Серная пробка

Соловьева Татьяна Сергеевна
Статью проверил(а) Кувшинов Артём Александрович

Врач-терапевт, оториноларинголог

Быстро и безболезненно удалить серную пробку в Нижнем Новгороде можно в амбулаторных условиях клиники ИННОМЕД. Вариант решения проблемы подбирается с учетом размера и консистенции конгломерата, наличия осложнений.

Записаться на консультацию к оториноларингологу можно по телефону +7 (831) 423 - 04 - 03.

Что такое серная пробка

Ушная сера выполняет роль водоотталкивающего барьера, оберегает наш орган слуха от проникновения инфекций. В ее составе присутствует жирные кислоты, холестерин, белки, иммуноглобулины, которые придают ей противомикробные свойства.

Продуцируют серу церуминозные железы, расположенные на коже слухового прохода. В норме она вырабатывается в небольшом объеме и выталкивается в ушную раковину при движении нижней челюсти. Когда железы продуцируют избыточное количество секрета, он не успевает полностью выходить из слухового канала, скапливается на стенках, отвердевает, превращаясь в пробку.

Серная пробка является конгломератом секрета серных, сальных желез и частиц отшелушенного эпидермиса. Она может иметь светло-желтый оттенок, вплоть до коричневого. Красноватый, зеленый цвет пробки свидетельствует о наличии воспаления.

Чем дольше существует серная пробка, тем плотнее она становится. Эпидермальные конгломераты, в составе которых присутствуют частички старого эпителия, имеют наиболее жесткую структуру.

Причины образования серных пробок

• Наличие воспалительного процесса. Постоянное выделение серы может быть спровоцировано воспалением или травмой уха.
  • Неправильный уход за ушами. Очищать уши ватной палочкой, спичкой, булавкой противопоказано. С их помощью можно дополнительно уплотнить и протолкнуть серные массы глубоко внутрь уха или повредить барабанную перепонку вплоть до перфорации.
  • Наследственная предрасположенность. Густота ушного секрета часто обусловлена генетическими факторами. Несмотря на то, что сера вырабатываться в обычном объеме, из-за повышенной вязкости и густоты не может выходить наружу естественным путем. Постепенно накапливаясь в слуховом канале, она перекрывает его полностью.
  • Преклонный возраст. У пожилых людей способность уха к самоочищению снижается, сера становится более вязкой и плотной, что способствует быстрому формированию серных пробок.
  • Постоянное ношение слухового аппарата, наушников-вкладышей. Длительное пребывание в ухе инородного тела провоцирует избыточную выработку серы и препятствует ее естественному выведению.
  • Проникновение в уши воды. При контакте с водой сера увеличивается в размерах, может полностью или частично перекрыть слуховой канал.
  • Специфическое строение слухового канала. Слишком узкий, извилистый слуховой проход затрудняет естественный отток серы.
  • Неблагоприятная среда. Длительное пребывание в условиях сухого воздуха, повышенной запыленности способствуют загустению ушной серы и образованию пробок.

Показания для удаления серных пробок

Часто пациенты узнают о существовании конгломерата при посещении ЛОР-врача. Даже несмотря на большие размеры, он долгое время может никак себя не проявлять. Но стоит только проникнуть влаге в ухо, серная пробка разбухает и перекрывает слуховой канал.

Симптомы, характерные для такого состояния:

• ухудшение остроты слуха;
  • заложенность, звон, шум в ушах;
  • ощущение эха собственного голоса (аутофония);
  • зуд, боль в слуховом канале;
  • нарушение координации;
  • першение в горле, сухой кашель;
  • частые головные боли;
  • головокружение;
  • тошнота.

В редких случаях наблюдается нарушение сердечной деятельности (нервные окончания, расположенные в ухе рефлекторно взаимосвязаны с сердечной мышцей).

При появлении перечисленных признаков необходимо проконсультироваться с врачом. При длительном отсутствии медицинской помощи закупорка слухового канала может привести к развитию отита среднего и внутреннего уха. Чем раньше обратитесь ко врачу, тем легче и быстрее вы сможете избавиться от серных отложений.

• тугоухость;
  • перфорация барабанной перепонки (при вымывании жидкость может попасть вглубь уха, вызвать воспаление);
  • хронический отит;
  • холестеатома.

Важно! Самостоятельно удалять скопление серы с помощью подручных предметов (булавок, спичек, шпилек) категорически запрещается. Вы можете травмировать барабанную перепонку, что неизбежно приведет к возникновению воспаления.

Подготовка и диагностика

Врач задает вопросы относительно перенесенных ранее болезней слухового аппарата и проводимого лечения, внимательно выслушивает жалобы пациента, собирает анамнез. Затем проводит диагностику состояния слухового прохода с помощью ушного эндоскопа. Врач осматривает барабанную перепонку, выявляет инородные тела, новообразования. При наличии плотного, крупного конгломерата назначает капли для размягчения. Это поможет избежать травм слухового прохода и барабанной перепонки при извлечении.

Как проходит процедура

Устранение серных пробок – наиболее распространенная причина обращения к отоларингологу. Процедура занимает немного времени, не требует применения сложной аппаратуры, поэтому стоит недорого. Улучшение слуха обычно наблюдается сразу после проведения медицинских манипуляций.

Ирригация (вымывание)

Если консистенция пробки мягкая, процедуру проводят без подготовки. Сидя в кресле, пациент удерживает емкость возле проблемного уха, слегка наклоняет голову набок. Врач с помощью шприца Жане направляет в слуховой проход теплый раствор (например, фурацилина или риванолина). Его специально прогревают до 360С, чтобы не вызвать раздражение нервных окончаний. После выхода пробки врач вводит в слуховой проход марлевый тампон, смоченный в антисептике.

Вакуумная аспирация

Врач аккуратно вводит аспиратор в наружный слуховой проход, нагнетая отрицательное давление, вытягивают серные отложения наружу. Метод эффективен при извлечении серных пробок мягкой консистенции.

Кюретаж

Во время манипуляции врач использует специальные инструменты: ушной зонд, кюретку, ушные щипцы и ложку. Кюретаж позволяет удалять конгломераты любого размера и плотности. Процедура также проводится при гнойном отите, когда ирригация противопоказана.

После извлечения серной пробки врач вводит в слуховой проход марлевый тампон, смоченный в антисептике, чтобы предотвратить возможность инфицирования.

Размягчение

Когда промывание не дало результата, больное ухо закапывают щелочными каплями или 3% раствором перекиси водорода. После размягчения серы пробку удаляют.

По окончании процедуры врач снова проверяет остроту слуха пациента. Если улучшение не наступило, выполняется повторная отоскопия для выявления причин тугоухости. При обнаружении воспалительных проявлений доктор может назначить промывание раствором антисептика, прием медикаментозных препаратов и другие методы терапии.

Профилактические меры

Правильно проводите гигиенические процедуры. Для этого достаточно один раз в 3-4 дня тщательно протереть ухо влажным полотенцем. Ватными палочками пользоваться не следует.

• Откажитесь от наушников-вкладышей, поскольку они создают условия для формирования серных отложений. Старайтесь реже ими пользоваться или замените на более дорогую, безопасную для здоровья модель.
  • Своевременно лечите патологии органов слуха, экзему, дерматит, сахарный диабет.
  • Контролируйте уровень холестерина в крови. Чем он выше, тем активнее серные железы вырабатывают секрет.
  • Пользователи слуховых аппаратов, люди, у которых активно растут волосы в ушной раковине должны регулярно проводить чистку ушей у отоларинголога.
  • Обязательно используйте беруши во время купания в бассейне, работы в условиях повышенной запыленности. Они помогут защитить уши от попадания влаги и пыли.
  • Регулярно делайте простое упражнение, которое облегчает выведение серы наружу: оттяните пальцами мочки ушей, затем отпустите. Повторяйте движения на протяжении 30 минут.

Удаление серных пробок в Нижнем Новгороде

Отоларингологический кабинет нашей клиники полностью оснащен необходимым инструментарием, что позволяет профессионально выполнить удаление серной пробки и провести комплексную диагностику слуха у взрослых.

Манипуляции проводит опытный специалист с многолетним практическим опытом. Помимо удаления серных накоплений врач определяет причину их быстрого образования, дает профилактические рекомендации. При наличии сопутствующих заболеваний (отита, травм барабанной перепонки) назначает лечение.

Удаление серных пробок в клинике ИННОМЕД проводится как амбулаторно, по предварительной записи, так и с вызовом ЛОР-врача на дом. Стоимость услуги доступна каждому!

Для получения более детальной информации позвоните нам по указанным телефонам в любое удобное для вас время. Работаем круглосуточно, без выходных.

Врач-терапевт, оториноларинголог
Кувшинов Артём Александрович