Тонзиллит (ангина)

Соловьева Татьяна Сергеевна
Статью проверил(а) Кувшинов Артём Александрович

Врач-терапевт, оториноларинголог

Тонзиллит (ангина) – инфекционное воспаление небных миндалин. Отсутствие адекватного лечения часто становится причиной развития хронической формы заболевания, которая может привести к серьезным последствиям.

Клиника «Инномед» располагает современной лечебно-диагностической базой для проведения комплексного обследования и лечения ЛОР-заболеваний, в том числе ангины. Записаться на прием к оториноларингологу в Нижнем Новгороде можно по телефону: +7 (831) 423 - 04 - 03.

Механизм развития

В нашем организме миндалины выполняют роль защитного барьера – на них оседает почти 80% всех микроорганизмов, которые попадают в носоглотку вместе с воздухом или пищей. Организм распознает и нейтрализует опасных агентов посредством выработки антител и белых кровяных телец.

При ослаблении иммунитета поверхностные клетки слизистой оболочки, поврежденные вирусом, утрачивают защитные свойства, вследствие этого бактерии легко проникают вглубь тканей, провоцируя развитие воспаления.

Микробы в процессе своей жизнедеятельности образуют токсины, способные вызвать интоксикацию организма и аллергию. Для борьбы с воспалением организм вырабатывает иммунные белки, которые начинают активно работать не только в очаге инфекции, но и в соединительных тканях других органов, вызывая аутоиммунные реакции.

Характер течения заболевания может быть острым или хроническим.

Для острого тонзиллита (ангины) характерно внезапное начало. Хроническая форма заболевания сопровождается стойким воспалением небных миндалин, волнообразной сменой периодов обострений и ремиссий. Часто развивается после перенесенной ангины, воспалительный процесс может протекать незаметно, без выраженных проявлений.

Виды острого тонзиллита

1. Первичный (простой). Развивается под влиянием бактериальной инфекции.
  2. Вторичный. Возникает на фоне других патологий.
  3. Специфический (вызванный действием специфического агента).

Виды хронического тонзиллита

• Компенсированный (простой). Периоды обострений случаются 1-2 раза в году. Периоды ремиссии протекают бессимптомно, признаки болезни обнаруживаются только во время врачебного осмотра.
  • Декомпенсированный (токсико-аллергический I, II степени тяжести). Сопровождается частыми, длительными периодами обострений. К местным клиническим симптомам присоединяются признаки интоксикации.

Признаки острой формы заболевания:
  • боль при глотании, першение, осиплость, ощущение в горле инородного тела;
  • головная боль, слабость;
  • отечность, покраснение миндалин, серовато-белый налет на них;
  • неприятный запах изо рта;
  • небольшие гнойнички на слизистой гланд;
  • увеличение, болезненность местных лимфатических узлов;
  • субфебрильная температура тела.

Симптомы компенсированного тонзиллита схожи с ангиной.

На I стадии декомпенсированной формы проявления интоксикации выражены незначительно:

• миндалины рыхлые, немного увеличены;
  • в единичных лакунах присутствует гной;
  • небные дужки отечные, утолщенные, красные;
  • увеличены подчелюстные лимфатические узлы (лимфоузлы).

На II стадии признаки интоксикации и аллергизации проявляются отчетливее, возможны осложнения в работе сердца, почек, других органов.

Тонзиллит могут вызывать следующие патогенные микроорганизмы:

• стрептококки группы А;
  • стафилококки;
  • бактерии;
  • вирусы гриппа, герпеса, аденовирусы, энтеровирусы, другие;
  • простейшие.

На развитие заболевания также влияют: общее состояние организма, его способность противостоять опасным агентам, инфекции ротовой полости, заложенность носа, дефицит витаминов В, С, изменение климатических условий.

Самолечение – одна из главных причин развития осложнений тонзиллита.

Среди них:

• переход болезни в хроническую стадию;
  • средний отит;
  • киста небной миндалины;
  • тонзилогенный абсцесс (ограниченное нагноение тканей горла)
  • гнойное расплавление клетчатки загрудинного пространства;
  • порок сердца, сердечная недостаточность;
  • поражение суставов, почек;
  • ревматизм суставов;
  • аутоиммунные заболевания;
  • псориаз, экзема, склеродермия;
  • дистония, эмоциональные расстройства, паркинсонизм.

При своевременном обращении за помощью к врачу-оториноларингологу осложнения возникают достаточно редко. В нашей клинике отоларинголог ведет прием пациентов по предварительной записи.

Рекомендации, которые помогут снизить риск развития заболевания:

• откажитесь от курения и злоупотребления спиртным;
  • регулярно делайте гимнастику;
  • следите за распорядком дня – выделяйте время для полноценного сна и отдыха;
  • поддерживайте чистоту в доме – чаще пылесосьте, мойте полы, проветривайте комнаты;
  • своевременно лечите больные зубы, синусит, не допускайте распространение инфекции;
  • уделяйте внимание органам ЖКТ;
  • следите за чистотой носового дыхания.

Для снижения частоты обострений пациентам с хроническим тонзиллитом необходимо регулярно посещать ЛОР-врача, выполнять все его назначения и рекомендации.

Диагностика

Первичный диагноз устанавливается на основании результатов визуального осмотра, жалоб больного, информации о наличии хронических патологий.

Для исключения других заболеваний с похожей симптоматикой врач назначает дополнительное обследование.

В него входит

• забор мазка из зева на бактериологический анализ;
  • общий анализ крови;
  • рентгенография ОГК;
  • фарингоскопия.

Обращаться за врачебной помощью необходимо при появлении первых признаков заболевания, также при частых рецидивах хронического тонзиллита, трудностях с дыханием и глотанием.

Прогноз

При своевременном обращении к врачу прогноз лечения первичного и компенсированного тонзиллита благоприятный. Декомпенсированная форма часто сопровождается рецидивами, которые могут возникать даже при хорошем самочувствии пациента. Важно понимать, что на хронической стадии болезнь полностью не вылечивается, поэтому таким людям необходимо регулярно обследоваться у ЛОР врача, следовать его назначениям, чтобы снизить частоту и продолжительность рецидивов.

Лечение

Внимание! Только врач должен назначать терапию с учетом тяжести состояния больного, его возраста, наличия сопутствующих патологий. Лечить тонзиллит, руководствуясь советами знакомых или друзей категорически противопоказано.

Консервативная терапия

При острой форме заболевания назначаются: жаропонижающие, противовоспалительные препараты, анальгетики, антибиотики.

Особое внимание уделяется местной терапии. Полоскание глотки антисептическими растворами типа «Гексорал», травяными настоями помогают бороться с инфекцией, облегчают боль в горле.

При хроническом тонзиллите назначается:

• промывание лакун миндалин антисептическим средством;
  • физиотерапевтические процедуры.

Антибактериальная терапия при хроническом тонзиллите назначается редко, только при подтверждении стрептококкового возбудителя.

Лечение хронической формы проводится периодически, как правило, весной или осенью. Продолжительность курса определяет лечащий врач. В среднем для получения устойчивого результата требуется пять сеансов. Если гнойное содержимое миндалин удалено не полностью, сеансы промывания повторяют до его полного удаления.

Рекомендуется проходить от двух до четырех курсов в течение года в комплексе с лекарственной терапией.

Промывание миндалин

Процедура проводится с использованием специального шприца, вакуумного ЛОР-комбайна или ультразвукового низкочастотного аппарата «Тонзиллор-М». Метод промывания выбирает врач.

Регулярные сеансы промывания продлевают периоды ремиссии хронического тонзиллита снижают риск развития других ЛОР-заболеваний, позволяют избежать хирургического вмешательства.

Ручное промывание

Перед началом процедуры врач анестезирует поверхность гортани лидокаином, затем направляет на гнойную пробку специальный шприц с раствором антисептика, вымывает ее содержимое напором жидкости.

Недостатки данного метода:

• невозможно качественно очистить содержимое мелких и средних лакун;
  • повышенный риск микротравм слизистой.

Такой способ чаще используется для забора биоматериала, при наличии особенностей физиологического строения миндалин.

Вакуумное промывание

Вакуумные аппараты позволяют эффективно и безопасно очищать содержимое лакун любых размеров не травмируя слизистую. Аппарат имеет несколько насадок, которые подбираются по размеру миндалин.

Наиболее эффективным считается низкочастотный ультразвуковой аппарат «Тонзиллор-М». Метод способствует быстрой регенерации поврежденных тканей, не вызывает аллергии.

После промывания миндалины обрабатываются антисептическим препаратом.

Криотерапия миндалин

Методика позволяет увеличить продолжительность ремиссий, избежать оперативного вмешательства. Криотерапия проводится путем орошения миндалин жидким азотом. Процедура проходит практически безболезненно, хорошо переносится. У большинства пациентов уже после третьего сеанса наблюдается активная регенерация слизистой оболочки, уменьшение размеров миндалин.

Физиотерапевтические процедуры

Лазеротерапия. Небные миндалины обрабатываются лазером ультрафиолетового спектра низкой интенсивности для снижения воспаления и отечности. Рефлексогенные ЛОР-точки обрабатываются магнито-лазером инфракрасного спектра.

Виброакустическое воздействие. Улучшает микроциркуляцию в тканях небных миндалин.

Воздействие терапевтического неинтенсивного лазера в комплексе с виброакустикой и УФО. Позволяет санировать носовую полость и поверхность небных миндалин.

Хирургическое лечение

Тонзиллэктомия (удаление гланд) показана в редких и крайних случаях, когда миндалины трансформировались в источник инфекции и полностью утратили свою барьерную функцию.

Лечение тонзиллита в Нижнем Новгороде

Специалисты нашей клиники подходят к лечению тонзиллита комплексно, что позволяет добиваться положительных результатов даже на тяжелой стадии декомпенсированной формы заболевания.

Предоставляем полный комплекс медицинских услуг отделения оториноларингологии: профессиональные консультации специалистов, точная диагностика, лечение заболеваний, оценка результатов.

В нашем центре работают врачи разных специальностей, которые готовы прийти на помощь в любое время суток.

В работе опираемся на систему стандартов лечения и клинических протоколов, одобренных международным медицинским сообществом.

Клиника располагает собственной лабораторией, базой современного оборудования, поэтому необходимые лабораторные исследования проводятся быстро и качественно.

Хотите получить больше информации о наших услугах или записаться на прием? Позвоните нам по указанному телефону или закажите обратный звонок. Наши консультанты свяжутся с вами и подробно ответят на все интересующие вопросы.

Врач-терапевт, оториноларинголог
Кувшинов Артём Александрович