Тиннитус (шум в ушах)

Соловьева Татьяна Сергеевна
Статью проверил(а) Кувшинов Артём Александрович

Врач-терапевт, оториноларинголог

Тиннитус – синдром, сопровождающийся звоном или шумом в ушах, источник которого находится не во внешней среде, а внутри организма. Шум может быть постоянным или временным (проходит самостоятельно). По данным статистики, подобные симптомы встречаются у 10% взрослого населения планеты, 3% из них отмечают значительное ухудшение качества жизни.

Найти и устранить причину тиннитуса помогут специалисты клиники ИННОМЕД. Записаться на консультацию к отоларингологу в Нижнем Новгороде можно по телефону или через форму обратной связи. Работаем круглосуточно, без перерывов и выходных.

Почему появляется ощущение гула в ушах

Патогенез тиннитуса до конца не исследован. Одна из теорий утверждает, что причиной симптома является фоновая активность нейронов слухового пути, а также нарушение работы улитки внутреннего уха. Если часть улитки повреждена, звуковой стимул поступает в центральные отделы слуховой системы с перебоями, или не поступает вообще. Нейроны компенсируют его отсутствие «фантомным шумом». Этот феномен специалисты сравнивают с фантомными болями в конечностях после ампутации. При обработке таких импульсов возникает шум или звон в ушах.

Слух ухудшается, следовательно, сокращается объем информации, поступающий в мозг извне. Чтобы восполнить дефицит, мозг начинает активнее реагировать как на появление раздражителей, так и на их отсутствие, что вызывает перегрузку центральной нервной системы.

Классификация тиннитуса

Клиническая медицина классифицирует тиннитус по следующим критериям:

1. Причина возникновения.
    • Первичный. Причина заболевания не связана с нейросенсорной тугоухостью или окончательно не установлена
    • Вторичный. Синдром появился на фоне врожденной патологии или основного специфического заболевания.
  2. Источник звука.
    • Субъективный. Пациент слышит не существующий во внешней среде звук
    • Объективный. Шум возникает из-за усиленного турбулентного тока крови в сосудах, расположенных близко к среднему уху. Врач может расслышать шум с помощью фонендоскопа
  3. Характер течения.
    • Острый. Длится около трех месяцев.
    • Не острый. Ощущается от трех месяцев до года.
    • Хронический. Продолжается более 1 года
  4. Степень тяжести.
    • I степень. Интенсивность шума незначительная, человек быстро адаптируется к посторонним звукам.
    • II степень. Звон, шум в ушах становится более выраженным, часто беспокоит по ночам
    • III степень. Посторонние звуки ощущаются постоянно, мешают сосредоточиться. Больной становится раздражительным, снижается работоспособность.
    • IV степень. Пациент не может переносить постоянный гул в голове, нарушается привычный жизненный уклад, практически полностью теряется трудоспособность.

По интенсивности течения тиннитус бывает: односторонним (двусторонним), монотонным (пульсирующим), слабовыраженным (интенсивным), низкочастотным (высокочастотным).

Причины возникновения

Тиннитус по большей части развивается на фоне патологий уха, поражения нервных клеток мозга, но может возникать и спонтанно из-за постоянного звукового воздействия на органы слуха. По данным статистики, около 80% пациентов с тиннитусом страдают разными формами тугоухости.

Различают объективный и субъективный тиннитус.

Субъективный шум встречается чаще всего и возникает на фоне приема лекарств, развития хронических заболеваний и т.д.

Объективный шум встречается редко, возникает на фоне провоцирующих вибрации заболеваний и называется так за счет того, что его может услышать врач во время приема пациента.

Причины субъективного тиннитуса Причины объективного тиннитуса
Наличие в слуховом канале серной пробки, инородного тела, развитие наружного отита Миоклония (спонтанное сокращение мышц барабанной перепонки, мягкого нёба, др. на фоне эпилепсии или невралгии троичного нерва).
Акустические травмы и баротравмы Стенозы, аневризмы, опухоли сосудов.
Новообразования ЦНС Турбулентное движение крови в яремной вене или сонной артерии.
Болезнь Меньера
Побочные действия лекарственных средств (антибактериальных, противотуберкулёзных, противомалярийных и других препаратов) Поражение височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС)
Психогенные факторы (фобии, тревожные расстройства, бессонница и т.д.)
Нарушение функции улитки внутреннего уха или слухового нерва
Менингит, средний отит, либринит
Шейный остеохондроз
Рассеянный склероз
Черепно-мозговые травмы
Старческая глухота
Атеросклероз
Невринома

Коронавирусная инфекция также считается одной из причин тиннитуса. Хоть и прямое влияние не доказано, но она негативно влияет на работу центральной и периферической нервной системы, что способствует появлению звона в ушах.

Симптомы

Признаки тиннитуса отличаются в зависимости от причины, которая привела к его появлению:

• Средний отит. С пораженной стороны появляется звук низкой частоты похожий на гул. Пациенты жалуются на ухудшение слуха, заложенность в ушах.
  • Сосудистые патологии головного мозга. Низкочастотный шум ощущается, как правило, с одной стороны, Интенсивность шума периодически меняется, при повышении давления появляется пульсация.
  • Обтурация слухового прохода. Провоцирует унижение слухового восприятия, появление головокружений.
  • Психоневрологические патологии. В стрессовых ситуациях (переутомление, бессонница, эмоциональные переживания) шум в ушах усиливается.
  • Спазм мышц среднего уха и мягкого нёба. Сопровождается потрескиванием, громкими щелчками, которые могут быть слышны окружающим.
  • Артроз ВНЧС, спазм жевательных мышц. Сопровождается болью в области наружного уха, ВНЧС. Провоцирует появление шума низкой частоты, который ощущается постоянно или периодически.

Заниматься самолечением не следует, при появлении посторонних звуков в ушах, необходимо срочно обратиться за помощью к профессионалу. Своевременная диагностика, правильно подобранное лечение помогут сократить длительность и частоту неприятных проявлений болезни.

Осложнения

При отсутствии надлежащего лечения тиннинитус исчезает через 3-5 лет, но при этом он приводит к серьезным осложнениям, среди них:

• устойчивое снижение слуха;
  • перфорация барабанной перепонки;
  • неврологические расстройства;
  • бессонница;
  • головные боли;
  • раздражительность;
  • снижение работоспособности;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • ухудшение памяти;
  • панические атаки, фобии, депрессия.

Ушной шум может стать причиной обострения хронических заболеваний (сахарного диабета, мигрени, гипертонии и других). У больных сахарным диабетом наблюдается повышение уровня глюкозы в крови, что повышает риск развития ретинопатии и полинейропатии.

Диагностика

Задача диагностики – определить причину появления неприятных симптомов. Диагностикой и лечением тиннитуса занимается сурдолог - отоларинголог. Врач детально изучает историю болезни, уточняет давность, интенсивность симптомов, наличие факторов, которые способствовали их появлению, а также проводит ряд исследований. Клинические проявления патологии доктор оценивает по результатам клинических опросников.

Применяют следующие методы диагностики тиннитуса:

• стандартный осмотр ЛОР-органов;
  • общий анализ крови;
  • тональная пороговая аудиометрия;
  • тимпанометрия;
  • отоскопия;
  • ЭКГ;
  • МРТ головы;
  • ультразвуковая допплерография сосудов шеи и головы.

Для уточнения причин шума в ушах отоларинголог может привлекать специалистов узкого профиля (кардиолога, эндокринолога, психиатра, психотерапевта). Когда не удается точно установить причину патологии, пациенту ставится диагноз «идиопатический тиннитус».

Методы лечения

Лечение шума в ушах может быть консервативным или хирургическим. Медики не могут однозначно ответить на вопрос о целесообразности хирургического лечения патологии. Оперативное вмешательство показано при терапии основного заболевания – причины появления синдрома.

Консервативная терапия

Медикаментозное лечение Пациентам назначают медицинские препараты для улучшения кровообращения, противовоспалительные лекарства, седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, витамины.
Физиотерапия Проводится в комплексе с другими методами лечения. Включает: УВЧ, ионофорез, гальванотерапию, магнитотерапию, светолечение, лечебный массаж.
Психотерапия Методы поведенческой психокоррекции помогают эффективно справиться с шумом в ушах без назначения медикаментов.
Слухопротезирование Применяется при наличии тенденции к снижению слуха. Пациенту подбирается слуховой аппарат с функцией генерации шума. Прибор усиливает звуковой сигнал, маскирует шумы, подавляет чрезмерную активность ЦНС.

Хирургическое лечение

Радикальная санация элементов среднего уха Подразумевает удаление пораженных участков, формирование открытой полости в направлении слухового прохода.
Кохлеарная имплантация Пациенту вживляется имплант для компенсации потери слуха.
Тимпанопластика Установка трансплантата в барабанной перепонке (проводится при гнойном среднем отите).
Стапедопластика Проводится при отосклерозе. Поврежденные слуховые косточки заменяются протезами.

Профилактические мероприятия

Простые рекомендации, которые помогут предотвратить появление шума в ушах:

• старайтесь избегать акустических перегрузок и травм, в шумной обстановке пользуйтесь защитными берушами;
  • пользуясь наушниками, не увеличивайте громкость музыки до критических значений;
  • регулярно выполняйте расслабляющие упражнения для шеи;
  • питайтесь сбалансировано;
  • откажитесь от вредных привычек;
  • не используйте препараты, которые негативно воздействуют на слух и вестибулярный аппарат;
  • контролируйте артериальное давление, уровень глюкозы в крови;
  • соблюдайте режим дня;
  • следите за эмоциональным состоянием, избегайте психоэмоциональных и физических перегрузок

Прогноз

Применение различных методик лечения позволяет снизить интенсивность шума в ушах, быстрее адаптировать пациента к жизни. Если своевременно купировать симптомы тиннитуса, пролечить основное заболевание, навязчивый шум в ушах исчезнет полностью.

Продолжительность лечения, коррекции и периода адаптации зависит от стадии развития заболевания, в среднем длится от трех месяцев до полутора лет.

Если проявления тиннитуса появились на фоне снижения слуха или повреждения структур уха, заболевание сложнее поддается лечению. Терапия подобных состояний направлена на снижение клинических проявлений.

Лечение тиннитуса в Нижнем Новгороде

Лечение тиннитуса в нашей клинике заключается в терапии основного заболевания, которое провоцирует появление неприятных симптомов. На базе клиники вы можете пройти необходимую диагностику и непосредственно приступить к лечению.

Специалисты нашего центра имеют большой опыт лечения подобных состояний. Использование современной диагностической аппаратуры дает возможность выявлять патологические изменения на начальном этапе.

Если у вас появился шум в ушах, не ждите, что он пройдет самостоятельно. Подобные симптомы могут быть предвестниками серьезных заболеваний, поэтому важно обратиться к врачу, как можно раньше.

Врач-терапевт, оториноларинголог
Кувшинов Артём Александрович