Уретрит

Соловьева Татьяна Сергеевна
Статью проверил(а) Большаков Александр Викторович

Врач-уролог, врач-терапевт

Уретрит – воспаление слизистой оболочки стенок уретрального канала инфекционной либо неинфекционной этиологии. При отсутствии лечения может распространиться на другие отделы мочевыводящих путей (например, на почки или мочеточник). Диагностируется преимущественно у сексуально активных мужчин фертильного возраста.

Причины заболевания

Инфекционный уретрит, как правило, развивается у мужчин на фоне заражения половыми инфекциями (ИППП, ЗППП) – гонореей, генитальным герпесом, хламидиозом и др.).

Причины уретрита неинфекционной природы:

• частое употребление алкоголя;
  • застой кровообращения в области малого таза;
  • травмы слизистой уретры вследствие медицинских манипуляций, выхода почечных конкрементов;
  • сужение просвета уретры на фоне развития опухолей органов мочеполовой системы;
  • аллергические реакции на пищевые и лекарственные компоненты.

Среди провоцирующих факторов:

• половые контакты без использования барьерной контрацепции;
  • частые переохлаждения;
  • снижение резистентности организма к бактериям и вирусам;
  • недостаточная интимная гигиена;
  • низкая физическая активность;
  • хронические патологии органов мочеполовой сферы;
  • стрессы.

У женщин уретрит обычно развивается на фоне длительного приема антибиотиков, гормональных сбоев в период менструации, климакса, после отмены средств контрацепции.

Лечением уретрита должен заниматься опытный уролог, гинеколог или дерматовенеролог. Самолечение может лишь усугубить ситуацию, причинить непоправимый вред вашему здоровью.

Патогенез

Микрофлора уретрального канала у мужчин остается неизменной в течении всей жизни. Микроорганизмы обитают на небольшом отрезке уретрального канала, остальная его часть практически стерильна.

Состав микрофлоры уретры у мужчин и женщин в норме не отличается. Однако у женщин бактерии присутствуют в большем количестве, чем у мужчин. Они свободно размножаются, не вызывая воспалений.

Когда возбудитель инфекции попадает на слизистую мочеиспускательного канала, он может сразу спровоцировать воспаление или длительное время находится в неактивном состоянии.

Виды уретрита

Вид уретрита

Особенности

1. Первичный

Патогенные микроорганизмы проникают в уретру извне (при половом акте, медицинских манипуляциях и т.п.).

2. Вторичный

Возбудитель инфекции переносится в мочеиспускательный канал по кровотоку от больного органа.

3. Передний

Воспаление затрагивает переднюю уретру, висячий отдел.

4. Задний

Поражается простатический отдел уретры.

5. Тотальный

Воспалительный процесс распространяется на всем протяжении уретры.

6. Острый

Обычно проявляется через 5-7 дней после заражения, сопровождается выделениями. Возможно появление ложных симптомов в виде аллергической реакции на средства гигиены. Необходимо от них на время отказаться, посмотреть на результат.

7. Хронический

Развивается в результате неэффективного лечения острой формы уретрита или его отсутствия. Характеризуется скрытым течением, короткими периодами ремиссии, регулярными обострениями.

8. Инфекционный

Воспаление слизистой уретры провоцируют различные патогенные микроорганизмы (вирусы, грибки, микоплазмы).

8.1. специфический (гонорейный, трихомонадный, хламидийный)

Вызывается возбудителями ИППП (хламидиями, трихомонадами, вирусом простого герпеса, гонококками, трихоплазмой).

8.2. неспецифический (бактериальный)

Вызывается неспецифическими для мочеполовой системы патогенами: кишечной палочкой, вирусом стафилококка, стрептококка, пневмококка и прочими.

9. Неинфекционный

Возникает на фоне аллергического, химического, травматического повреждения слизистой оболочки уретры, чаще встречается у женщин. Женская уретра намного короче мужской, поэтому сильнее подвержена воздействию внешних раздражителей. При активации условно-патогенной флоры неинфекционный уретрит быстро переходит во вторичный бактериальный.

Инкубационный период заболевания зависит от штамма возбудителя и состояния слизистой уретры, может длиться от пяти дней до двух месяцев.

Симптомы

У мужчин и женщин заболевание протекает по-разному, что объясняется особенностями анатомического строения уретры. Мужская уретра длиннее и уже женской, по всей длине имеет специфические изгибы, сужения, расширения. Уретрит у мужчин протекает сложнее, чем у женщин, сопровождается ярко выраженной симптоматикой.

Клиническая картина инфекционного уретрита у женщин обозначена слабее. Патоген обычно быстро вымывается из мочеиспускательного канала, не успевая закрепиться на слизистой.

В 30% случаев острой формы заболевания наблюдается бессимптомное течение. Поэтому пациенты часто обращаются к врачу с опозданием.

Признаки уретрита у женщин

Признаки уретрита у мужчин

Вязкие, слизистые, гнойные выделения из уретрального канала;

Уплотнение наружного отверстия мочеиспускательного канала;

Рези, боль при походе в туалет;

Недержание мочи;

Гиперемия, воспаление половых губ, наружного отверстия уретры;

Отечность, болезненность головки полового члена;

Резкие боли внизу живота;

Прозрачные или гнойные выделения из уретры;

Зуд, жжение в области влагалища, усиливающийся перед менструацией.

Повышенная температура тела, слабость

Превышение нормы лейкоцитов в результатах общего анализа мочи.

Проблемы с мочеиспусканием при уретрите схожи с симптоматикой других заболеваний (цистита, мочекаменной болезни), поэтому пациентам обязательно назначается дифференциальная диагностика.

Осложнения

Если своевременно не начать лечение, болезнь переходит в хроническую фазу развития, может вызвать серьезные последствия.

Среди них:

• стриктура (рубцовая деформация уретры);
  • воспаление предстательной железы;
  • эпидидимит (воспаление придатка яичка);
  • везикулит (воспаление семенных пузырьков);;
  • нарушение эрекции;
  • бесплодие;
  • преждевременные роды;
  • внематочная беременность;
  • пиелонефрит;
  • цистит.

Синдром Рейтера – наиболее тяжелое осложнение уретрита, при котором одновременно поражается урогенитальный тракт, суставы и конъюнктива глаз.

Диагностика

Вначале врач тщательно собирает анамнез, изучает жалобы пациента, выясняет, когда появились первые признаки болезни, наличие хронических патологий, уточняет, был ли у больного незадолго до этого незащищенный половой контакт и т.п.

Далее уролог осматривает наружные половые органы, оценивает состояние мочеиспускательного канала, кожных покровов промежности, характер выделений (при наличии). При подозрении на уретрит врач дает направление на анализы для определения и идентификации возбудителя.

Методики лабораторной диагностики уретрита:

• забор мазка из уретры для бактериологического посева;
  • микроскопия отделяемого из мочеиспускательного канала;
  • метод ПЦР;
  • общий анализ крови и мочи.

При подозрении на развитие воспалительного процесса в прилегающих мочеполовых органах, пациенту показана эндоскопическая диагностика (уретроскопия), ультразвуковое исследование (УЗИ) органов малого таза и мочевыводящих путей (мочевого пузыря, почек, надпочечников).

Пройти комплексное обследование на уретрит в Нижнем Новгороде можно в комфортных условиях нашей клиники.

Лечение

Пациенты с неосложненной формой уретрита проходят лечение в амбулаторных условиях клиники. При подтверждении диагноза рекомендовано синхронное лечение вместе с постоянным половым партнером. Чтобы полностью удалить инфекционных агентов из организма, необходимо пройти курс комплексной терапии. В него входят: медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, диета.

Схема лечения составляется индивидуально, может меняться в зависимости от типа заболевания.

Тип уретрита

Методы лечения, применяемые в урологии

Гонорейный

Курс антибиотиков бактерицидного и бактериостатического действия (клафоран, кетоцеф, левомицетин, эритромицин и др.).

Трихомонадный

Курс специфических противотрихомонадных средств (тиберал, тинидазол), инстилляции 1% раствором трихомонацида.

Хламидийный

Слабая проницаемость клеточных мембран хламидий затрудняет использование большинства антибиотиков. Для усиления терапевтического эффекта пациенту назначаются: антибактериальные препараты широкого спектра действия, кортикостероиды, иммуномодуляторы.

Бактериальный

Курс антибактериальных препаратов, инстилляции уретры с диоксидином, колларголом, нитратом серебра; мероприятия для стабилизации иммунитета.

Аллергический

Устранение аллергического отека, снижение реакции гиперчувствительности с помощью антигистаминных препаратов и глюкокортикоидов.

Травматический

Инстилляции противовоспалительными препаратами, УВЧ, магнитно-лазерная терапия для ускорения регенерации слизистой уретры.

Конгестивный

Лечение геморроя, запора, коррекция образа жизни.

Хроническая форма уретрита требует длительного, системного лечения. Основная опасность запущенного уретрита в изменении анатомического строения уретры (образовании впадин, трещин, сужений). Терапия направлена на достижение стадии устойчивой, продолжительной ремиссии. Помимо курса медикаментозного лечения пациентам назначаются физиопроцедуры (специальные ванночки, прогревания).

Диета при уретрите подразумевает отказ от острых, соленых, жареных блюд, алкоголя и сигарет. Пациентам также рекомендуется на период лечения отказаться от половых контактов.

По окончании курса терапии доктор дает направление на повторные лабораторные исследования, чтобы оценить ее эффективность.

Профилактика

Соблюдение следующих рекомендации поможет снизить частоту обострений уретрита, предотвратить повторное заражение:

• исключите незащищенные сексуальные контакты;
  • регулярно выполняйте гигиенические процедуры
  • ежедневно употребляйте молоко, орехи, овощи;
  • больше двигайтесь;
  • закаляйте организм;
  • не переохлаждайтесь;
  • регулярно посещайте уролога или гинеколога (не реже 1-2 раз в году).

При появлении первых признаков уретрита незамедлительно запишитесь на консультацию к специалисту. До визита к врачу не принимайте какие-либо препараты самостоятельно – это затруднит диагностику и может навредить здоровью.

Лечение уретрита в Нижнем Новгороде

В нашем центре можно пройти анонимный курс терапии уретрита в Нижнем Новгороде. Многолетний профессиональный опыт позволяет нашим специалистам успешно лечить любые формы уретрита, в том числе осложненные множественными сопутствующими патологиями.

Использование высокоточных методов диагностики дает возможность выявлять развитие заболевания в самом начале инкубационного периода, своевременно назначить терапию.

Запись на прием или вызов врача на дом ведется по телефону: +7 (831) 423 - 04 - 03 в круглосуточном режиме.

Врач-уролог, врач-терапевт
Большаков Александр Викторович