Ожирение

22 янв 2024
19 апр 2023
#Гастроэнтерология

Ожирение – патологическое состояние, при котором вес тела превышает норму более чем на 20%. Помимо психологического дискомфорта патология в разы увеличивает риск развития заболеваний внутренних органов и систем.

Проблема лишнего веса в современном обществе сравнима с глобальной эпидемией. По информации ВОЗ, больше трети мирового населения страдает ожирением разной степени, минимум 2,8 миллионов человек ежегодно умирает от его последствий.

Причины заболевания

По мнению медиков, ожирение может развиваться под влиянием внешних и внутренних факторов.

К ним относятся:

• Гиподинамия. Когда организм расходует меньше энергии, чем получает, в сальниках, подкожной клетчатке, вокруг внутренних органов начинают формироваться жировые отложения.
  • Неправильное питание. Пищевые привычки тесно взаимосвязаны с психической активностью, семейными и национальными традициями питания. Одной из причин ожирения считается дефицит серотонина и эндорфинов. В стрессовых ситуациях еда для многих становится своеобразным допингом, что провоцирует чрезмерное накопление жировой ткани.
  • Замедление обмена веществ на фоне возрастных или патологических процессов. К ним относятся: нарушение гормонального фона, эндокринные патологии, климакс и т.д. В этом случае человек полнеет даже при правильном питании.
  • Наследственная предрасположенность. Активность участков мозга, отвечающих за чувство голода, предопределена генетически. Люди, чьи родители страдали ожирением, сталкиваются с этой проблемой чаще остальных.
  • Недостаток сна. У людей, которые спят менее 8 часов в сутки, риск развития ожирения выше. Пониженная активность, гормональные нарушения, нездоровое питание способствуют набору лишних килограммов.
  • Другие причины ожирения. Хронический стресс, прием медикаментозных препаратов, злоупотребление алкоголем и т.д.

В 90% случаев причиной ожирения являются вредные пищевые привычки, сформированные в детстве. Лишь у 10% людей патология развивается на фоне болезней внутренних органов.

При стойком нарушении обмена веществ самостоятельно справиться с избыточным весом и удержать результат очень сложно, необходима помощь специалиста.

Классификация и типы

Заболевание классифицируют по следующим критериям:

• причине возникновения;
  • степени развития;
  • зонам локализации жировых депо;
  • характеру течения.

Классификация ожирения по причинам возникновения:

• Первичное. Развивается вследствие нарушения пищевых привычек (чтобы утолить голод, организм потребляет больше калорий, чем ему на самом деле нужно).
  • Вторичное. Вызвано сбоем в работе внутренних органов и систем.

Степень ожирения определяется по индексу массы тела: ИМТ = масса тела (кг) / рост (м2). Однако этот показатель не является основанием для постановки диагноза. У спортсменов с нормальным весом он также может быть высоким за счет развитой мускулатуры. Поэтому, прежде чем назначить лечение, врачи часто замеряют окружность талии пациента.

Различают четыре степени ожирения:

• I степень, предожирение (ИМТ 25-29,9). Масса тела незначительно превышает норму, симптомы ожирения отсутствуют. На этом этапе уменьшить жировые отложения можно с помощью диеты и занятий спортом.
  • II степень (ИМТ 30-34,9). Возрастает риск развития заболеваний внутренних органов. На этом этапе вес, который удалось сбросить с помощью терапии, обычно быстро возвращается.
  • III степень: (ИМТ 35-40). Снижается толерантность к физическим нагрузкам, появляется одышка, приступы переедания. Изменение питания и образа жизни не приносят желаемого результата. На этом этапе врач назначает медикаментозное, психотерапевтическое, оперативное лечение.
  • IV степень (ИМТ ≥40). Больной находится в критическом состоянии, остро нуждается в медицинской помощи. Появляются признаки нарушения дыхательной, двигательной функции, снижается сократительная способность миокарда.

Типы жировых отложений:

• Андроидное (фигура напоминает яблоко). Формируются преимущественно на животе и боках, чаще наблюдается у мужчин. Этот тип ожирения провоцирует формирование отложений вокруг внутренних органов, что повышает риск развития сопутствующих патологий.
  • Гиноидное (фигура напоминает грушу). Чаще встречается у женщин. Зоны локализации – ягодицы и бедра, нижняя часть живота.
  • Промежуточный (смешанный тип). Формируются равномерно по всему телу.

Заболевание может иметь стабильный или прогрессирующий характер течения. При стабильном ожирении объем жировой прослойки длительное время находится на одном уровне. Для прогрессирующего течения характерно быстрое увеличение массы тела.

Симптоматика

Избыточный вес – главный признак ожирения. Первая степень патологии протекает практически бессимптомно. Со временем проявления становятся более выраженными.

Среди них:

• одышка при незначительной физической нагрузке;
  • потливость;
  • повышенное давление;
  • боль в суставах и позвоночнике;
  • отечность нижних конечностей;
  • учащенное сердцебиение;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • давящие боли в области сердца;
  • раздражительность;
  • расстройство половой функции.

Люди с избыточным весом нередко жалуются на храп и приступы ночного апноэ. Жировые отложения на шее сужают просвет горла, из-за чего затрудняется проход воздуха в легкие. Во сне, когда дыхательные мышцы расслаблены, просвет смыкается, что провоцирует остановку дыхания. Поэтому такие люди днем чувствуют себя вялыми и уставшими.

Осложнения

Данная патология негативно влияет на деятельность жизненно важных органов и систем, провоцирует развитие таких опасных осложнений как:

• ишемия;
  • сердечная недостаточности;
  • инсульт;
  • инфаркт;
  • кардиомегалия;
  • гипертония;
  • гепатомегалия;
  • холецистит;
  • сахарный диабет;
  • нарушения менструального цикла;
  • бесплодие;
  • цирроз печени;
  • желчнокаменная болезнь;
  • хроническая болезнь почек;
  • деменция;
  • артроз, артрит, остеопороз;
  • онкологические заболевания: рак молочной железы, простаты, желудка, кишечника.

Чрезмерное пристрастие к еде может привести к изменениям в головном мозге, аналогичным тем, что развиваются при алкогольной или наркотической зависимости. Злоупотребление сладкой и жирной пищей снижает чувствительность нейронов, в итоге появляется зависимость от еды. Чтобы ощутить сытость, человеку приходится постоянно увеличивать порции.

У людей с индексом массы 25-50 риск умереть от инсульта увеличивается на 40% на каждые 5 кг лишнего веса. При ИМТ ≤ 24 повышенный риск отсутствует.

Ожирение приводит к диабету в 45% случаев, ИБС – в 23%, отдельных видов рака - от 10 до 40% случаев.

Помимо этого, чрезмерные жировые отложения становятся причиной психологических расстройств – тяжелых депрессий, неврозов.

Методы диагностики

Цель обследования – исключить вторичные формы ожирения, выявить сопутствующие патологии (синдром апноэ сна, диабет, неалкогольную жировую болезнь печени и т.д.).

В него входят:

• анализ анамнеза, образа жизни, пищевых привычек пациента;
  • определение индекса массы тела, типа жировых депо;
  • анализ крови на холестерин, глюкозу, гормоны;
  • мониторинг артериального давления;
  • УЗИ, МРТ, КТ щитовидной железы, органов брюшной полости;
  • ЭКГ;
  • рентгенография грудной клетки.

Диагностикой и лечением ожирения занимается врач-диетолог или эндокринолог. При наличии показаний больному могут быть порекомендованы консультации специалистов узкого профиля (кардиолога, гастроэнтеролога, гинеколога и других).

Опираясь на результаты обследований, врач устанавливает первопричину заболевания, составляет индивидуальную программу лечения.

Методы лечения

Лечение ожирения базируется на комплексном подходе, объединяет несколько методик: диетотерапию, повышение физической активности, поведенческую терапию, психологическую помощь. Система контроля за лишними килограммами помогает пациентам за год привести вес в норму, надолго стабилизировать результат.

Диета и физические нагрузки

На начальных стадиях ожирения пациентам врач рекомендует придерживаться специальной низкокалорийной диеты, которая включает в себя:

• отказ от быстрых углеводов;
  • ограничение употребления животных жиров и общих углеводов;
  • включение в рацион продуктов, богатых омега-3 жирными кислотами;
  • замена животных белков растительными.

Немаловажное значение в борьбе с лишним весом отводится физическим нагрузкам. Пациентам рекомендованы: спортивная ходьба, бег трусцой, плавание.

Медикаментозная терапия

Когда диета не дает должного эффекта на протяжении трех месяцев или ИМТ ≥ 30, врач назначает курс медикаментозного лечения. Лекарственные средства подбираются с учетом общего состояния больного.

Среди них:

• Препараты периферического действия. Блокируют расщепление и всасывание около 30% жиров. Дефицит энергии организм восполняет за счет имеющихся запасов, что приводит к уменьшению объема жировых депо.
  • Агонисты серотониновых рецепторов. Активируют серотониновые рецепторы головного мозга, помогают быстро утолить голод даже небольшим количеством пищи.

Для восполнения дефицита серотонина, снижения риска развития булимии, в некоторых случаях назначаются серотониновые антидепрессанты.

Психологическая помощь

Тучные люди часто страдают расстройством пищевого поведения. Появляется неуверенность в себе, снижается способность адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Эти и другие поведенческие факторы негативно влияют на процесс лечения.

Медикаментозная терапия в комплексе с психологической коррекцией позволяет эффективно решить проблему ожирения, надолго сохранить достигнутый результат.

Оперативное лечение

Медицина предлагает ряд эффективных хирургических методов лечения ожирения:

• эндоскопическая установка внутрижелудочного баллона;
  • резекция желудка;
  • укорочение определенных отделов тонкой кишки.

Решение о целесообразности хирургического вмешательства принимает врач.

Ожидаемый результат

Эффективность лечения зависит от физиологического и психологического состояния пациента, четкого соблюдения врачебных предписаний. Позитивные изменения во внешности в виде снижения веса на 4-5 кг обычно происходят через месяц после начала лечения. В дальнейшем наблюдается стабильное уменьшение массы тела (каждый месяц на 1 размер одежды), изменение рельефа тела.

Профилактика ожирения

Ежедневно поддерживайте физическую активность. Делайте утреннюю зарядку, ходите пешком и т.д.

Фиксируйте суточную калорийность вашего меню. У мужчин она не должна превышать 2500 ккал, у женщин – 2200 ккал. Рассчитать калорийность рациона, с учетом ваших особенностей поможет врач.

Не голодайте. Снижение калорийности суточного рациона ниже 1200 ккал может нанести вред здоровью.

Придерживайтесь режима питания. Принимайте пищу 4-5 раз в день с промежутком в 4 часа. В течение дня правильно перераспределяйте калории:

• завтрак – 25%;
  • обед – 35-40%;
  • полдник – 10-15%;
  • ужин – 25%.

Употребляйте больше клетчатки (овощей, фруктов, бобовых).

Ограничьте употребление сладостей, макаронных, хлебобулочных изделий из муки высшего сорта.

Регулярно контролируйте свой вес. Взвешивайтесь ежедневно натощак, цифры фиксируйте в блокноте.

Лечение ожирения в Нижнем Новгороде

Если вы страдаете ожирением, запишитесь на прием в наш медицинский центр. Мы поможем вам быстрее вернуться к прежней жизни!

Наши преимущества:

• Выгодные цены на услуги
  • Современное оборудование
  • Профессиональные врачи-специалисты
  • Большой опыт работы

Вы можете позвонить нам по телефону +7 (831) 423 - 04 - 03, заказать на сайте обратный звонок или заполнить форму обратной связи. Наши менеджеры обязательно с вами свяжутся для уточнения всех деталей.