Сердечная недостаточность

10 мая 2023
#Кардиология

Сердечной недостаточностью называют состояние, при котором сердце не способно обеспечить адекватный уровень кровообращения. Нарушение гемодинамики приводит к развитию патологических изменений в миокарде, сосудах, органах и тканях. Обычно пациенты игнорируют симптоматику и обращаются к врачу, когда она становится клинически значимой или опасной для жизни. При правильно подобранном лечении прогноз заболевания благоприятный.

О заболевании

Если сократительная способность сердца нарушена, оно не может полностью вытолкнуть кровь из желудочков и расслабиться. Следовательно, в следующий раз оно получит и вытолкнет уже меньший объем крови. В результате кровяной поток застаивается на входе в сердце, организм недополучает в нужном объеме кислород и питательные вещества. Из кровеносных сосудов жидкость подтекает и скапливается в окружающих тканях, образуя отеки.

Поначалу организм старается компенсировать ослабление функции сердца, но через время компенсаторный механизм ослабевает, сердечная недостаточность прогрессирует.

Классификация

По характеру течения выделяют две формы сердечной недостаточности: острую и хроническую. Острая форма возникает внезапно, характеризуется быстрым ухудшением состояния больного. Несвоевременное оказание медицинской помощи может стать причиной летального исхода.

Хроническая сердечная недостаточность развивается медленно, сопровождается постепенным снижением толерантности к физическим нагрузкам.

В зависимости от локализации очага патологии различают три вида сердечной недостаточности:

• Левожелудочковая. Развивается на фоне снижения способности левого желудочка перекачивать обогащенную кислородом кровь к органам.
  • Правожелудочковая. Вызвана нарушением функции правого желудочка. Провоцирует скачки венозного давления, вытеснение жидкости в ткани.
  • Тотальная. Появляется на фоне дисфункции левого и правого желудочков.

Классификация сердечной недостаточности по характеру течения и выраженности симптомов:

• I стадия. Признаки заболевания появляется при повышенной физической активности, быстро проходят во время отдыха.
  • II стадия. Симптомы возникают при небольшом физическом напряжении, периодически появляется отечность ног.
  • III стадия. Характеризуется частыми приступами одышки, периодической болью в сердце, не проходящей отечностью.
  • IV стадия. Сопровождается низкой толерантностью к физическим нагрузкам, выраженной симптоматикой в покое.

Людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, диагноз ставится по классификатору Нью-Йоркской Академии кардиологии:

• ФК I. Симптоматика появляется при усиленных нагрузках.
  • ФК II. Дискомфортное состояние возникает при обычной физической активности.
  • ФК III. Пациенту становится плохо при незначительных физических усилиях.
  • ФК IV. Признаки болезни сохраняются в покое.

Причины заболевания

Сердечная недостаточность не относится к самостоятельным заболеваниям, ее провоцируют ряд кардиологических патологий, нарушающих работу миокарда.

Наиболее распространенные из них:

• Ишемическая болезнь сердца. Одна из главных причин развития синдрома. Холестериновые бляшки сужают просвет артерий, вследствие чего нарушается кровоснабжение всего организма.
  • Гипертония. Является единственным сопутствующим заболеванием у 20% пациентов. Повышенное кровяное давление создает дополнительную нагрузку на сердечную мышцу, что со временем снижает ее сократительную способность.
  • Инфаркт миокарда. Провоцирует некроз тканей миокарда, из-за чего сердце не может поддерживать кровоток на прежнем уровне.

Другие причины болезни: врожденный, приобретенный порок сердца, артериальная гипертония, нарушение сердечного ритма, кардиомиопатии, стенокардия, кардиосклероз, сахарный диабет, проблемы с щитовидной железой, физические, психоэмоциональные перегрузки.

Признаки

Данная патология развиваются на фоне гипоксии внутренних органов, скопления жидкости в теле. При поражении разных отделов сердечной мышцы симптомы могут меняться.

К ним относятся:

• головокружения, обмороки;
  • боль, ощущение сдавленности в области сердца;
  • набухание шейных вен;
  • аритмия;
  • отечность нижних конечностей и живота;
  • кардиомегалия;
  • гепатомегалия;
  • асцит (скопление жидкости в брюшной полости);
  • тахикардия (учащенное сердцебиение);
  • одышка при физических нагрузках и в положении лежа;
  • слабость, быстрая утомляемость;
  • сухой кашель (иногда с белой или розовой мокротой).

Острая форма данного заболевания сопровождается сильной одышкой, высоким пульсом, увеличением размеров печени и сердца, повышенным давлением в правом предсердии. При тяжелых формах заболевания симптоматика проявляется даже в покое, все системы организма страдают от недостатка кровообращения, пациент полностью утрачивает трудоспособность.

Причинами подобных симптомов могут быть и другие патологии. Установить правильный диагноз может опытный врач-кардиолог после проведения диагностики сердца.

Диагностика

Врач проводит комплексную оценку истории болезни пациента: собирает анамнез, уточняет периодичность, частоту, причины появления симптомов, классифицирует тяжесть заболевания.

Стандартное диагностическое обследование включает:

• лабораторную диагностику (анализ крови, мочи, коагулограмму и т.д.)
  • ЭКГ в 12 отведениях,
  • ЭКГ с дозированной нагрузкой,
  • суточный мониторинг ЭКГ по Холтеру;
  • рентгенографию ОГК;
  • УЗИ сердца, органов брюшной полости;
  • Эхокардиография (ЭХО-КГ).

Инструментальные методы диагностики помогают выявить болезнь на доклиническом этапе, когда явные симптомы еще отсутствуют. Людям, имеющим сердечные патологии врачи рекомендуют регулярно походит ЭКГ с нагрузкой, чтобы определить наличие патологии.

После проведения диагностики экспертная группа врачей устанавливает окончательный диагноз, после чего составляется индивидуальная программа лечения.

Последствия

Спустя некоторое время сила сердечных сокращений ослабевает, в большой круг кровообращения выбрасывается все меньший объем крови. Ткань миокарда постепенно отмирает и заменяется рубцовой. Это отрицательно влияет на работу внутренних органов и общее самочувствие больного. На IV стадии ХСН в организме могут начаться необратимые процессы.

Осложнения сердечной недостаточности:

• кардиогенный шок;
  • стенокардия;
  • отек легких;
  • отек нижних конечностей;
  • нарушение функции печени и почек;
  • повышенная свертываемость крови и др.

При появлении первых признаков нарушения деятельности сердца, не откладывая запишитесь на прием к врачу. Это поможет предотвратить прогрессирование и развитие тяжелых форм патологии, сохранить качество жизни на прежнем уровне. Помните: самолечение может усугубить состояние и привести к тяжелым последствиям.

Острая и хроническая формы данной патологии требуют разных подходов к лечению.

Для острой формы данной патологии характерно резкое, внезапное начало, быстрое развитие с переходом в приступ удушья. Приступ сопровождается сильным кашлем и другими симптомами отека легких. Больному необходима экстренная медицинская помощь и госпитализация в стационар. Курс лечения врач подбирает индивидуально, исходя из состояния пациента.

Терапия хронической сердечной недостаточности (ХСН) обычно проводится в домашних условиях. Лечение начинают с сопутствующего заболевания, которое спровоцировало начало болезни.

При лечении данной патологии медикаментозным методом назначаются следующие группы лекарственных препаратов:

• Диуретики. Назначаются при наличии отеков, иногда в комплексе с препаратами калия. Способствуют выведению излишков соли и воды, помогают снизить давление, нормализовать кровоток.
  • Сердечные гликозиды. Стимулируют обменные процессы в миокарде, повышают силу сердечных сокращений, устраняют основные проявления болезни.
  • Сосудорасширяющие препараты. Расширяют периферические артерии, облегчают кровоток.

На протяжении всего курса терапии больным рекомендована диета с ограниченным количеством жидкости и соли, занятия лечебной физкультурой под наблюдением врача.

В экстренных случаях, особенно при нарушении работы сердечных клапанов, лечащий врач может порекомендовать хирургическое лечение.

Кардиологи в лечении сердечной недостаточности опираются на современные лечебные протоколы и прогрессивный опыт известных специалистов.

Предотвратить развитие сердечной недостаточности помогут:

• Дозированная, но регулярная физическая активность на свежем воздухе. Гиподинамия отрицательно влияет на работу венозной и лимфатической систем, замедляет метаболизм, приводит к утончению мышечных волокон.
  • Контроль массы тела. Избыточный вес – одна из первопричин повышенного давления. У пациентов с ожирением увеличены ударный объем и сердечный выброс, что приводит к развитию дисфункции левого желудочка.
  • Соблюдение диеты. Она подразумевает отказ от чая, кофе, острого, копченого, жареного.
  • Отказ от алкоголя и сигарет. Алкоголь и никотин угнетают работу сердца, повышают риск развития инфаркта миокарда, ИБС, кардиомиопатий.
  • Постоянная борьба со стрессом. Повышенная концентрация гормона стресса (кортизола) в крови нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы, вызывает спазм микрососудов и коронарных артерий. Длительная бессонница, раздражительность, психоэмоциональные перегрузки могут спровоцировать инфаркт миокарда.
  • Регулярное посещение кардиолога. Профилактический осмотр необходимо проходить не реже 1-2 раз в году. Это поможет определить болезнь на ранней стадии.

Прогноз

К сожалению, сердечная недостаточность полностью не излечима.

Своевременная терапия сопутствующих заболеваний, здоровый образ жизни, соблюдение врачебных рекомендаций помогут значительно увеличить продолжительность жизни.

Лечение сердечной недостаточности в Нижнем Новгороде

Пройти комплексное обследование сердца при подозрении на нарушения в его работе можно на базе нашего Центра неотложной помощи Клиника ИННОМЕД. В нашем распоряжении укомплектованный штат опытных врачей и современное европейское оборудование.

Получить информацию о стоимости медицинских услуг в нашем центре и записаться на прием ко врачу можно по телефону +7 (831) 423 - 04 - 03 или оставив заявку через форму обратной связи (мы вам перезвоним). Наши консультанты подробно ответят на любой интересующий вас вопрос.