Цирроз печени

22 мая 2023
#Гастроэнтерология

В нашем организме печень выполняет множество важных функций: активно участвует в белковом, липидном, углеводном обмене, нейтрализует токсины, вырабатывает желчь, необходимую для пищеварения. Поэтому нарушение любой из ее функций негативно сказывается на работе других органов и систем.

Что такое "цирроз печени"?

Цирроз печени – прогрессирующая патология деструктивного характера, которая приводит к разрушению печеночных клеток, образованию фиброзных структур, нарушению функционального состояния органа. По данным статистики, от цирроза в мире ежегодно умирает около 1,5 миллиона человек. В России каждый год регистрируется 200 000 новых случаев заболевания у людей трудоспособного возраста.

Стадии

Цирроз печени не развивается поэтапно. Заболевание диагностируется на поздних этапах развития фиброза, при обширном повреждении паренхимы.

Стадии развития фиброза печени

Признаки

Первая (F I).

Характеризуется умеренным разрастанием рубцовой ткани. Отмирающие гепатоциты быстро замещаются новыми, поэтому клинические признаки фиброза отсутствуют.

Вторая (F II)

Умеренный фиброз с формированием первых узлов. Пациенты теряют вес, ощущают постоянную усталость.

Третья (F III).

Наблюдается обширное разрастание соединительной ткани, снижение функции печени.

Четвертая (F IV).

Поздняя стадия фиброза, цирроз. Сопровождается обширным поражением паренхимы.

Заболевание подразделяют на два вида в зависимости от размера фиброзных узлов:

1. Мелкоузловой. Характеризуется образованием множественных мелких узелков размеров до 3 мм.
  2. Крупноузловой. Размер фиброзных узлов достигает 3-5 мм.
  3. Смешанный. Наблюдается образование улов обоих типов.

Цирроз печени – тяжелая, неизлечимая болезнь. Между тем, при своевременно начатом грамотном лечении ее симптомы можно купировать, на годы увеличить продолжительность и качество жизни больного. При появлении первых признаков нарушения работы печени, других органов желудочно-кишечного тракта, нужно незамедлительно обратиться за помощью к врачу.

Этиология

Злоупотребление спиртными напитками – наиболее частая причина развития болезни среди мужского и женского населения. У мужчин алкогольный цирроз развивается медленнее, чем у женщин, протекает в более легкой форме.

Другие причины заболевания:

• аутоиммунные процессы;
  • вирусные гепатиты В, С, Д;
  • длительный прием сильнодействующих препаратов;
  • гельминтоз;
  • хроническая сердечная недостаточность;
  • сахарный диабет;
  • нарушение желчеотделения;
  • сосудистые поражения печени;
  • ожирение (жировые клетки вытесняют гепатоциты, что приводит к их гибели);
  • избыточное аккумулирование в тканях печени железа и меди;
  • отравление токсинами природного или искусственного происхождения.

Наследственная предрасположенность – еще один значимый фактор, повышающий риск развития болезни. У большинства пациентов, чьи родственники страдали от цирроза, диагноз подтверждается.

Пути заражения

Циррозом печени заразиться невозможно. Между тем, если заболевание было вызвано вирусом гепатита С или В, вероятность передачи возбудителя через кровь существует.

Клинические проявления

Печень обладает большими компенсаторными возможностями, поэтому в большинстве случаев заболевание протекает бессимптомно. Признаки заболевание обычно определяется во время медицинского осмотра или лечения сопутствующего заболевания, не связанного с печенью.

Наиболее распространенные признаки заболевания:

• снижение работоспособности;
  • дискомфортные ощущения в правом подреберье;
  • слабость, быстрая утомляемость;
  • вздутие живота;
  • расширение вен в области брюшной стенки;
  • зуд, желтизна кожных покровов;
  • субфебрильная температура тела (37-38 °C);
  • потеря веса;
  • отеки лица, шеи, нижних конечностей;
  • красные пятна на ладонях;
  • асцит;
  • внутрижелудочное кровотечение;
  • нарушение менструального цикла у женщин;
  • гинекомастия у мужчин.

На поздних стадиях болезни печень сильно уменьшается в объеме и уплотняется, размеры селезенки, напротив, могут увеличиться.

Диагностика

Диагностикой и лечением цирроза занимается опытный гастроэнтеролог - гепатолог. На первичном приеме врач собирает подробный анамнез, изучает жалобы больного, выявляет видимые клинические признаки болезни посредством пальпации. При подозрении на цирроз пациент направляется на комплексное обследование, которое включает:

• Биохимический анализ крови. Определяет степень нарушения печеночной функции.
  • Клинический анализ крови. Определяет косвенные признаки болезни (анемию, низкий уровень лейкоцитов и тромбоцитов), ухудшение функционального состояния печени.
  • Магнитно-резонансная (МРТ) и компьютерная томография (КТ) печени и поджелудочной железы. Дает возможность исследовать структуру органа в нескольких тонких срезах (выявить фиброзные узлы, ложные дольки и т.д.).
  • УЗИ органов брюшной полости. Дает представление о состоянии гепато-билиарной системы, других органов брюшной полости, определяет признаки портальной гипертензии.
  • Эндоскопическое ультразвуковое исследование. Выявляет образования в желчном пузыре, печени, протоках.
  • Эластометрия. Определяет плотность органа (она увеличивается по мере разрастания фиброзной ткани).
  • Анализ ПЦР на вирус гепатита. Проводится для подтверждения наличия вируса в крови.

После проведения развернутой диагностики врач получает полную клиническую картину заболевания. Для уточнения диагноза отдельные виды диагностики назначаются повторно.

Чаще всего последствия цирроза можно предотвратить, если обнаружить его на раннем этапе. Заболевание характеризуется бессимптомным течением поэтому специалисты рекомендуют регулярно проходить профилактическое обследование. Чтобы избежать проблем в будущем, запишитесь на диагностику уже сегодня.

Лечение

При циррозе в большинстве случаев назначается курс амбулаторного лечения. Пациент находится на диспансерном учете, регулярно посещает лечащего врача.

При необходимости пациенты могут пройти курс капельниц в комфортных условиях стационара нашей клиники.

Цели консервативной терапии:

• устранение причины болезни или снижение ее негативного воздействия;
  • коррекция образа жизни;
  • улучшение метаболизма гепатоцитов;
  • стабилизация работы печени.

Методы лечения:

• Медикаментозная терапия. Пациенту назначаются: сорбенты, гепатопротекторы, иммуносупрессивные, противовоспалительные, мочегонные препараты и др. Длительность курса терапии устанавливает врач, учитывая возраст и общее состояние больного.
  • Отказ от спиртных напитков. Цирроз – частая причина смерти среди людей с алкогольной зависимостью. Отказ от спиртного на начальной стадии болезни поможет сохранить неповрежденные участки печени здоровыми, увеличить продолжительность жизни.
  • Диета. Больным рекомендуется употреблять нежирную пищу, растительные жиры, белок в количестве не более 1,5 гр. на 1 кг веса. Также необходимо уменьшить употребление жидкости и соли. Пищу следует принимать 4-5 раз в день, небольшими порциями.
  • Ограничение физической активности. У людей, страдающих циррозом, наблюдается потеря мышечной массы и силы, поэтому им показаны регулярные умеренные нагрузки.

В ситуациях, когда поддерживающая терапия не оказывает должного эффекта, больной направляется на оперативное лечение в центр хирургической медицины, где проводятся операции по пересадке печени.

Осложнения

Цирроз – прогрессирующая болезнь, может привести к тяжелым, опасным для жизни последствиям. Поскольку заболевание развивается на протяжении длительного времени, первые симптомы могут давать некоторые осложнения. Первоочередная задача врача – выявить их на ранней стадии.

К ним относятся:

• Асцит. Встречается в 60% случаев. Развивается на фоне портальной гипертензии, избыточного накопления жидкости в организме. Может провоцировать начало других осложнений.
  • Бактериальный перитонит. Сопровождается болью в животе, воспалением, почечной недостаточностью, внутренними кровотечениями.
  • Печеночная энцефалопатия. Определяется у 80% пациентов. Характерные признаки: снижение внимания, заторможенность реакций, выраженная дезориентация.
  • Портальная гипертензия. Провоцирует варикозное расширение вен пищевода, желудка, кишечника, нарушение почечной функции (гепаторенальный синдром) и др.

Правильно подобрать тактику лечения осложнений цирроза – задача не из легких, под силу только опытным профессионалам. Однако выполнить ее необходимо, чтобы дать возможность пациенту благополучно дождаться операции.

Профилактика

Профилактические мероприятия, которые помогут снизить риск развития цирроза печени:

• Умеренное употребление алкоголя или отказ от него. Регулярное употребление спиртных напитков на 80% повышает риск развития болезни. При наличии в анамнезе печеночной патологии, от алкоголя и сигарет нужно отказаться.
  • Вакцинация от гепатита. Сделать прививку можно в поликлинике по месту жительства или в амбулаторных условиях нашего центра. Предварительно проконсультируйтесь у лечащего врача на предмет противопоказаний.
  • Защита от заражения паразитами. Предотвратить развитие глистных инвазий можно путем соблюдения правил личной гигиены: необходимо тщательно мыть руки перед едой, фрукты, овощи перед употреблением и т.п.
  • Защита от действия токсинов. Отдельные лекарственные вещества оказывают негативное влияние на работу печени. Поэтому, принимать медикаментозные средства нужно только по назначению врача. При работе с токсичными веществами необходимо использовать защитные средства.
  • Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Патологии сердца и сосудов могут вызвать венозный застой в печени и привести к циррозу. Для профилактики болезней сердца необходимо следить за весом, регулярно заниматься физкультурой, контролировать уровень АД.
  • Коррекция рациона питания. Отказ от жирных, жареных, острых блюд, употребления спиртного и сигарет снижает риск появления очагов воспаления в печени и желчном пузыре.

Для снижения вероятности развития осложнений больным циррозом рекомендуется не реже 2-3 раз в году проходить обследование у гастроэнтеролога или терапевта.

Прогноз

Зависит от степени морфологических изменений печени, тенденций развития болезни.

Продолжительность жизни больных циррозом – от трех до десяти лет и более. Исключение таких факторов, как: несоблюдение диеты, употребление спиртного, болезни органов ЖКТ, улучшает прогноз заболевания, способствует увеличению продолжительности жизни больного.

При циррозе, осложненном портальной гипертензией, позитивная динамика наблюдается после оперативного лечения, направленного на создание дополнительных путей для оттока крови из воротной вены. Хорошие результаты дает пересадка печени. Продолжительность жизни реципиентов после операции – более 30 лет.

Диагностика и лечение цирроза в Нижнем Новгороде

Пройти комплексную диагностику, получить консервативное лечение цирроза печени можно в комфортных условиях центра неотложной помощи Клиника ИННОМЕД. Диагностика проводится на современном оборудовании, что позволяет получить точную информацию о состоянии здоровья пациента

У нас работают компетентные специалисты с многолетним опытом ведения тяжелых больных с циррозом. В большинстве случаев нам удается достичь компенсации заболевания, улучшения самочувствия пациента.

Записаться на прием к гастроэнтерологу можно на любое удобное для вас время. Запись ведется по телефону: +7 (831) 423 - 04 - 03 в круглосуточном режиме или через форму обратной связи.