Гайморит

Соловьева Татьяна Сергеевна
Статью проверил(а) Кувшинов Артём Александрович

Врач-терапевт, оториноларинголог

Гайморит – воспаление слизистой оболочки околоносовых (гайморовых) пазух и носовой полости, сопровождающееся выделением гнойного секрета. По распространенности заболевание находится на втором месте среди других патологий ЛОР органов. Последствия недолеченного гайморита опасны для здоровья, поэтому обращаться к отоларингологу нужно как можно раньше.

Патогенез

Носовая полость и гайморовы пазухи сообщаются через небольшие отверстия – соустья. В норме слизистая вырабатывает определенный объем слизи для «захвата» инфекций и посторонних частиц, которые проникают в организм извне. Вместе с секретом болезнетворные микроорганизмы выводятся в соустья, затем в полость носоглотки

Когда слизистая гайморовых пазух воспаляется и отекает, и без того маленькие соустья становится еще меньше или закрываются полностью. Воспаленная слизистая продуцирует все больше и больше секрета, который застаивается внутри околоносовых придаточных пазух, что способствует размножению патогенной флоры. Когда ее уровень превышает норму, начинается воспалительный процесс.

Классификация гайморита

Тип Особенности
Односторонний (левосторонний, правосторонний) Очаг воспаления находится в правой либо левой придаточной пазухе.
Двусторонний Поражены обе придаточные пазухи.
Вирусный Развивается на фоне вирусных инфекций (простуды или ОРВИ).
Аллергический Острый воспалительный процесс провоцируется внешними раздражителями (аллергенами).
Бактериальный Причина заболевания – заражение стрептококковой, пневмококковой, стафилококковой инфекцией.
Травматический Образовавшиеся после травмы кровяные сгустки могут попасть в верхнечелюстные синусы, вызвать воспаление.
Острый Развивается как осложнение после ОРВИ. Протекает тяжело, сопровождается ярко выраженными симптомами.
Хронический Появляется на фоне острого воспалительного процесса или незаконченного лечения. Характер течения волнообразный (периоды обострений чередуются с периодами ремиссий).
Ридогенный Возбудитель попадает в нос через верхнечелюстные синусы.
Одонтогенный Инфекция проникает в пазухи из больных зубов верхнего ряда.
Катаральный Начальная стадия гайморита. Сопровождается симптомами, похожими на грипп, легко поддается терапии.
Гнойный У больного появляются зеленоватые, густые выделения из носа с неприятным запахом.
Гиперпластический Хроническое заболевание, сопровождающееся разрастанием слизистой оболочки верхнечелюстных синусов.
Атрофический Нарушение функции слизистых желез приводит к снижению выработки секрета, частичной атрофии (отмиранию) слизистой оболочки пазух.
Полипозный На слизистой образуются множественные полипы, которые могут перекрывать соустье, препятствовать полноценному носовому дыханию.
Смешанный Одновременно проявляются несколько видов патологических изменений слизистой.

Гайморит чаще всего провоцируют патогены:

• вирус гриппа, аденовирусы, риновирусы;
  • бактерии (стрептококк, синегнойная палочка, стафилококк и другие);
  • грибы рода Candida, Mucor, Aspergillus.

Предпосылки к возникновению:

• травмы носа и черепа;
  • физиологические особенности новой полости;
  • увеличенные аденоиды;
  • искривление носовой перегородки;
  • болезни дыхательных путей;
  • аллергия;
  • опухоли, полипы в носу;
  • инфекция в корне зуба верхнего ряда;
  • ослабленный иммунитет.

Вирусная инфекция считается одной из главных причин острого гайморита. Предрасполагающие факторы больше влияют на развитие хронической формы заболевания.

Симптомы гайморита

Признаки острой стадии Признаки хронической стадии
Сильные головные боли, боли в области переносицы и верхнечелюстных синусов, усиливающаяся при движении головы. Болевые ощущения могут возникать справа, слева или с обеих сторон сразу. Распирающие боль в области носа и переносицы, ослабевающие в положении лежа.
Обильное отделение слизи, постоянная заложенность носа, ушей. По мере развития воспаления слизь становится более густой, с зеленоватым оттенком. Регулярные приступы кашля различной интенсивности, не поддающиеся лечению традиционными средствами.
Высокая температура тела. Субфебрильная температура тела.
Ухудшение обоняния или полное его отсутствие. Прозрачные, жидкие выделения из носа, иногда с примесью гноя.
Слабость, вялость, снижение работоспособности.

Симптоматика острого гайморита выражена ярче и отчетливее, чем у хронического, в периоды ремиссии практически отсутствует.

Осложнения

Гайморит – это не просто насморк. При неправильном или несвоевременном лечении продолжительный воспалительный процесс из острой фазы может перейти в хроническую, распространиться на другие ЛОР - органы (уши, ротоглотку). Если в пазухах скапливаются гнойные массы, через время они могут выйти к глазницам и мозгу, спровоцировать опасные для жизни состояния.

Последствия запущенного гайморита:

• отит;
  • фарингит;
  • тонзиллит;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • абсцесс мозга;
  • сепсис;
  • воспаление костных стенок глазной орбиты;
  • невралгия тройничного нерва;
  • остеомиелит;
  • конъюнктивит;
  • экзофтальм.

Приглашаем пройти лечение гайморита в Нижнем Новгороде в условиях клиники ИННОМЕД. Мы лечим любые формы заболевания, в том числе осложненные.

Возможно ли заразиться гайморитом от окружающих?

Нет. Болезнь часто развивается на фоне ОРВИ или простуды, которая передается от больного человека здоровому. При этом гайморит появляется не у каждого.

Что запрещено делать при гайморите?

• бесконтрольно принимать антибиотики;
  • прогревать носовые пазухи;
  • пользоваться самодельными каплями;
  • закладывать в нос кусочки хозяйственного мыла, чеснока и т.п.;
  • использовать капли на основе цикламена;
  • дышать горячим паром.

Перечисленные народные средства могут травмировать слизистую, вызвать аллергическую реакцию, отит, усилить отечность. При появлении признаков заболевания необходимо обратиться за помощью к оториноларингологу.

Диагностика

Этап I Врач собирает анамнез: расспрашивает о жалобах, уточняет частоту, периодичность симптомов, наличие хронических заболеваний, аллергии, условия труда и т.д.
Этап II Врач осматривает больного, оценивает его внешнее состояние пальпирует область пазух, лимфатических узлов.
Этап III Для уточнения тяжести заболевания пациенту назначаются лабораторные исследования (общий анализ крови, анализ на СРБ).
Этап IV Инструментальная обследование носовой полости (риноскопия, эндоскопия, рентгенография, УЗИ, КТ, МРТ).

Только опытный ЛОР - врач может поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение. Узнать стоимость консультации и записаться на прием к специалисту можно по телефону, указанному на сайте клиники. Рекомендуем взять с собой результаты прошлых анализов и другую медицинскую документацию (если она у вас есть). Это поможет быстрее поставить диагноз и приступить к терапии.

Лечение

Как правило, используется комплексный подход к лечению гайморита, который включает несколько лечебных процедур (промывание, лекарственную терапию, физиопроцедуры):

Консервативные методы

Медикаментозная терапия Пациентам назначаются солевые растворы для промывания носовых ходов, антибактериальные препараты общего и местного действия, нестероидные противовоспалительные препараты (НПВС), сосудосуживающие капли для носа, и другие.
Промывание Метод «кукушка». Пациенту в обе ноздри вставляются катетеры. Через один катетер подается жидкий препарат, в другой с помощью вакуумного прибора отсасывается содержимое пазух. Во время процедуры человек должен повторять «ку-ку», чтобы жидкость не попала в дыхательные пути.
Промывание пазух ЯМИК - катетером. Процедура назначается при запущенном гайморите, проводится под местной анестезией.
Физиотерапия Виброакустическая, лазерная, фотодинамическая терапия, воздействие ультрафиолетом.

Хирургические методы

Прокол верхнечелюстной пазухи

Показания к проведению:

• олная блокировка соустий;
  • густые, зеленоватые выделения из носа;
  • большая часть пазухи охвачена гнойным процессом.
Доктор специальной иглой прокалывает пазуху, шприцем откачивает ее содержимое. После пункции пациенту назначается медикаментозное лечение и физиопроцедуры.
Гайморотомия Цель вмешательства – восстановление функции соустий, удаление гнойного содержимого, инородных тел, полипов, кист. Операция показана в исключительных случаях, проводится под общим наркозом в условиях стационара.

Не игнорируйте первые симптомы гайморита. При своевременно начатом лечении можно предотвратить развитие хронической стадии заболевания, избежать хирургического вмешательства.

Меры профилактики

Профилактика гайморита направлена на укрепление иммунной системы, изменения образа жизни.

Простые рекомендации, которые помогут снизить риск развития заболевания:

• старайтесь не переохлаждаться;
  • избавьтесь от вредных привычек;
  • вовремя лечите респираторные заболевания;
  • при появлении симптомов ринита промывайте нос раствором поваренной соли, или физраствором;
  • поддерживайте гигиену рта, один раз в полгода посещайте стоматолога;
  • исключите контакты с аллергенами;
  • делайте дыхательную гимнастику;
  • почаще бывайте на свежем воздухе.

Принимайте лекарства только по назначению врача. Неконтролируемый прием антибиотиков может спровоцировать грибковый гайморит.

Прогноз

Если своевременно начать лечение, соблюдать рекомендации врача, прогноз заболевания благоприятный. Острый гайморит можно вылечить за 14 дней. Хроническая форма сложнее поддается лечению, к сожалению, полностью не излечивается. Терапия в этом случае направлена на увеличение продолжительности ремиссии.

Лечение гайморита в Нижнем Новгороде

В нашей клинике активно используется весь спектр методов консервативного лечения гайморита у взрослых. Стоимость лечения зависит от выбранной техники, сложности подготовки, цены назначенной процедуры.

• Медицинские манипуляции проводятся с помощью современного оборудования, поэтому не вызывают у пациентов дискомфортных ощущений.
  • Мы работаем с каждым клиентом индивидуально. Программа лечения разрабатывается с учетом результатов анализов, состояния больного и его пожеланий.
  • На территории центра расположены диагностические и лечебные подразделения, поэтому вам не придется тратить время на поездки в стороннюю лабораторию.
  • В центре работают квалифицированные врачи с многолетним опытом работы, что позволяет добиваться успешных результатов в лечении гайморита разной степени тяжести.

Врач-терапевт, оториноларинголог
Кувшинов Артём Александрович